Цели и задачи биоэтического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Этические вопросы волнуют нас с детских лет. В-первых же детских книжках вопрос ставится так: "Что такое хорошо и что такое плохо?" Что же такое хорошо и плохо в свете медицины, медицинской этики? И, что же такое медицинская этика? Ведь, медицина это область, требующая высокого профессионализма и предполагающая четкую систему этических принципов.
Медицинская этика – одна из наиболее развитых видов прикладной этики на протяжении тысячелетий, стремилась регулировать сложные взаимоотношения, возникавшие между врачами и больными, испытывавшими страдания и нуждавшимися в особой заботе и внимании, и часто, не только в лечении болезни, но и в спасении жизни.

Прикрепленные файлы: 1 файл

tekst.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

Этические вопросы волнуют нас с детских лет. В-первых же детских книжках вопрос ставится так: "Что такое хорошо и что такое плохо?" Что же такое хорошо и плохо в свете медицины, медицинской этики? И, что же такое медицинская этика? Ведь, медицина это область, требующая высокого профессионализма и предполагающая четкую систему этических принципов.

Медицинская этика – одна из наиболее развитых видов прикладной этики на протяжении тысячелетий, стремилась регулировать сложные взаимоотношения, возникавшие между врачами и больными, испытывавшими страдания и нуждавшимися в особой заботе и внимании, и часто, не только в лечении болезни, но и в спасении жизни.

Этическое своеобразие медицинского профессионализма в европейской традиции впервые было сформулировано Гиппократом (460-377 гг. до н. э.). Оно определялось не как умение преследовать и отстаивать свои собственные интересы, но как профессиональная способность врача подчинить свои интересы интересам другого, в частности, больного человека. «Я направляю режим больных к их выгоде.... В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного». Это умение действовать «для пользы больного» объединяет профессионалов-медиков и определяет особенность профессиональной нравственной культуры врача.

Биоэтика — порождение цивилизации конца ХХ века. Ее возникновение непосредственно связано с интенсивным развитием биомедицинского знания. Прежде всего, биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений "врач - пациент". Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических, социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям. Биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

Биоэтика как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в кон. 60-х - нач.70-х гг. К тому времени были утрачены нравственные традиции, произошел переход от абсолютных ценностей, самоочевидных еще в начале столетия, к ценностному плюрализму, к тому, что «все относительно». Термин "БИОЭТИКА" был предложен американским онкологом Ван Ренсселер Поттером. В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» он писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».

Однако случилось так, что термин "биоэтика" в научной и учебной литературе стал чаще использоваться в значении, которое придал ему примерно в то же время американский акушер и эмбриолог Андре Хеллегерс (Hellegers). Хеллегерс использовал термин "биоэтика" для обозначения междисциплинарных исследований моральных проблем биомедицины, прежде всего связанных с необходимостью защиты достоинства и прав пациентов. Это значение появляется неслучайно. Оно обусловлено влиянием на формирование биоэтики идеологии правозащитного движения, получившей всеобщее признание в 60-х годах.

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации. Формирование биоэтики обусловлено, прежде всего, теми грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медикоклинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медперсоналом. Существуют ли пределы, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует считать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Или аборты есть убийство живых существ? Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также и перед широкой общественностью в условиях невиданного оснащения современной медицины. Современная медицина получает реальную возможность «давать» жизнь (искусственное оплодотворение), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать «время» смерти (реанимация, трансплантация, геронтология).

Современная биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности. Во-первых, – это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин. К основным вопросам в биоэтике можно отнести следующие проблемы:

  • защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);
  • справедливости в здравоохранении;
  • взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);
  • аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);
  • проведения экспериментов на человеке и животных;
  • выработки критериев диагностики смерти;
  • трансплантологии;
  • современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);
  • манипуляций со стволовыми клетками;
  • клонирования (терапевтического и репродуктивного);
  • оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);
  • самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).

В основе биоэтики лежат представления о недостаточности одностороннего медицинского истолкования телесного благополучия как цели врачевания. Насущной необходимостью является междисциплинарный диалог медиков с представителями широкого круга гуманитарных наук и диалог с пациентами и представителями общественности. Только так может быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого страдания и на этом основании выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как цели общественного здравоохранения в целом.

Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью, например: генетическая коррекция особенностей человека, допущение донорства без согласия, уничтожение жизни на эмбриональных стадиях, отказ и прекращение медицинской помощи безнадежному больному; вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. В силу этого противоречия и формируется биоэтика как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.

 В нашей стране отношение  медиков к здоровью людей иногда  похоже на саботаж: хотя каждый  человек имеет абстрактное право  на охрану здоровья, в реальной практике часто возникают трагедии и конфликты из-за халатности, некомпетентности и неграмотности медиков, а также по причине правовой неграмотности. В биоэтике, и этим она отличается от медицинской этики, происходит смещение акцентов с обязанностей врача на права пациентов. Это связано с необходимостью защищать пациентов от врачей, от действий медперсонала. Ведь и в прошлом было немало курьезных инцидентов: помещенный с диагнозом "смерть" больной оживал в морге, хирург или дантист удаляли здоровый, а не больной орган, медсестра ошибалась в подаче лекарств и процедур, после операции внутри организма "по забывчивости" оставляли скальпели, ножницы, перчатки и т.д. Сегодня, когда в результате мощного прогресса в области медицины власть врача стала поистине безграничной и пугающей, акценты с декларируемых обязанностей врача сместились в сторону защиты реальных прав больных. Но даже это не спасает от новых моральных дилемм. Примером такой дилеммы может служить противоречие между принципом заботы о здоровье пациента и нежелательными последствиями проявления этой заботы – классический пример: когда для сохранения жизни требуется ампутация органа (например, конечностей), но при этом качество жизни пациента резко ухудшается. Кто должен в подобном случае принимать решение: врач или больной?

Современная медицина может любую болезнь превратить в хроническую, а это означает, что больной будет находиться в промежуточном состоянии между жизнью и смертью бесконечно долго. В больницах и госпиталях накопилось огромное количество таких больных (рассеянный склероз, последняя стадия рака, и т.д.). Еще несколько десятилетий тому назад такие больные немедленно скончались бы. Сегодня уже отмечаются рекорды искусственного поддержания жизни безнадежного больного, находящегося в коме, когда все основные функции организма выполняются искусственными органами (такой рекорд был отмечен в США, где больную - жертву автокатастрофы, искусственно поддерживали в течение 10 лет).

Биоэтика - это бурно развивающийся социальный институт. Он включает сложную систему международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы и т.д.), национальных (в системе государственных и профессиональных организаций), региональных и локальных (в структурах исследовательских и практических организаций) этических комитетов. Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения. Сложные биоэтические проблемы затрагивают многие стороны развития современных сообществ. Поэтому для их решения создан особого рода социальный институт этических комитетов, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских организациях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

Стремительный рост деклараций и документов этического характера, принимаемых национальными и международными профессиональными медицинскими ассоциациями, сопровождается формированием медицинского законодательства. При этом «ценности» и «законы» даже в пространстве одного государства не всегда совпадают, обнаруживая ценностное многообразие и различие между такими формами регулирования человеческих отношений, как мораль и право. Нравственная, этико-правовая культура врача – важнейший фактор качества оказываемой медицинской помощи. Из каких параметров складывается и как можно оценить нравственное содержание сложной системы отношений «врач-пациент»? Одним из параметров является отношение самих врачей к моральным аспектам медицинской практики. Нравственные убеждения людей остаются сегодня одним из основных способов защиты общества от разрушительных последствий использования новых биомедицинских технологий. Неоспоримым фактом истории человечества является непосредственная связь нравственных ценностей и религиозных представлений. Несмотря на 70-летнюю государственную, планомерную и разностороннюю борьбу с религией, социологические опросы последних лет свидетельству ют: 80% населения полагают, что религия играет в их жизни важную роль. Полнота культурной жизни современной России немыслима без учета религиозно-нравственных ценностей.

«У религиозного человека душа нередко вздрагивает от того, что видит всецелую пронизанность нашей жизни Промыслом хранящим и предлострегающим. Вот я сейчас читаю книгу Патрика Бьюкенена соперника Клинтона на президентских выборах 1996 года. Книга честная и трудная «Смерть Запада». Цифры и факты о вымирании западных стран, о заселении их носителями совсем других цивилизаций… У истоков нынешней демографической катастрофы западных страна (в том числе и России) разрешение абортов и антидетские пилюли (про революцию в системе ценностей разговор отдельный). Так вот, тот судья, который в 1973 году своим решением легализовал аборты в США, носил фамилию Блэкман («Черный человек». А тот врач, что придумал противозачаточные пилюли, носил фамилию Рок."– дьякон А. Кураев.

Современная медицина – это уникальная форма синтезирования достижений фундаментальных и прикладных отраслей естествознания. Но от “чистого” естествознания медицину отличает то, что она работает не с “веществом”, “полем” или “информацией”, а с человеком, знание о котором не ограничивается естествознанием, но предполагает нравственное измерение. И поэтому, несмотря на неоспоримые достижения современной науки, мы должны помнить, что научные открытия и предвидения не всегда безошибочны и к тому же делаются далеко не “безгрешными” людьми. В этом аспекте примечательны слова дьякона А. Кураева: “Мы не против науки. Мы просто хотим, чтобы научные достижения использовались на благо человечества или же не использовались вообще”.

 

Уже в конце 20 века ряд выдающихся деятелей отечественной медицинской науки осознавали необходимость проведения соответствующих изменений в медицинском образовании. Именно поэтому в 2000 году в Государственном образовательном стандарте Медицинского и фармацевтического образования Российской Федерации впервые появляется новая дисциплина - "биоэтика", которая начинает изучаться и преподаваться во всех медицинских вузах России. Однако осуществить данное решение было делом весьма непростым. Одна из объективных преград - это своеобразие образовательной традиции, которая не предусматривала преподавание профессиональной этики в качестве самостоятельной дисциплины. Знакомство с медицинской деонтологией было рассредоточено по клиническим кафедрам без выделения часов в учебных планах.

В медицинском образовании отсутствовала собственно теоретическая или как модно сейчас говорить, доказательная этика, т.е. часть, содержащая собственно объяснение и обоснование предлагающимся к исполнению принципам и правилам.

Ситуацию в деонтологическом образовании прошлого символически можно представить как некоего "Всадника без головы". Существовали правила и рекомендации, но отсутствовало их обоснование и доказательства необходимости их выполнения. Функцию "головы" выполнял собственно политический режим.

Такой подход типичен при абсолютной монополии одной политической идеологии. Ситуация принципиальным образом меняется при изменении социальных и политических условий. Демократические свободы предлагают различные позиции, требуют обоснования принципов, возможности свободного выбора и осознанного, осмысленного принятия правил. Демократическое общество, как никакое другое, выявляет, что добропорядочный гражданин - это приобретаемое качество, а нравственная культура - сознательно избираемое поведение, которому мы учимся и приобретаем в практике общения.

Информация о работе Цели и задачи биоэтического образования