Глобализация эконмики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Анализ современной мировой экономики и происходящих в ней интеграционных процессов позволяет выделить две основные тенденции. Одна из них — количественный рост стран, объединенных в различные международные экономические союзы и другие международные экономические альянсы, что является свидетельством нарастающей глобализации экономики. Другая тенденция — непрерывное совершенствование форм и методов реализации мировой экономической интеграции, что говорит о происходящих в этом процессе глубоких качественных изменениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................……........................3
1.ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ…………………………………..5
1.1. Цели и сущность международной экономической интеграции…………………………………………………………………………..5
1.2. Мировые интеграционные процессы..………………………………11
2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.................................13
2.1. Финансово-промышленные группы - основа инновационной экономики в условиях глобализации...............................................…….................13
2.2. Альтернативы глобализации..............................................….................22
2.3.Социально-экономические последствия глобализации мировой экономики ................................................................……...........................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......……..................................34

Прикрепленные файлы: 1 файл

novoe_-_kopia.docx

— 73.29 Кб (Скачать документ)

Более того, ТНК и их представители  – те же НАТО, МВФ, ВТО и т. п. –  не только являются самыми сильными игроками, но и сами устанавливают «правила игры» (на встречах высших чиновников «большой семерки» и т. п.) и сами же являются арбитрами.

Наконец, «глобальные игроки», при  всех их внутренних противоречиях, сращены  друг с другом. Решения НАТО, ВТО, МВФ и т. п. по сути дела, повторю, принимаются верхушкой высших чиновников государств большой семерки, сращенных  с элитой ТНК. Эти структуры в  критических случаях поддерживают друг друга, где – деньгами, где  – силой (НАТО). Примеров этому более  чем достаточно. Иными словами, субъекты глобализации организованы в единую (хотя и внутренне противоречивую) силу. Верхушку этих игроков образует «глобальная номенклатура» – довольно тесно сращенная группа высших менеджеров и хозяев ТНК, верхушка чиновников ВТО, МВФ, МБ, генералитета НАТО, министров большой семерки и т. п. Ее основа – мировой «клуб миллиардеров» (напомню, что только в США 400 богатейших семей контролируют капиталы в 300 млрд. долларов, что превышает ВНП азиатских стран с населением в 1 млрд. жителей). Именно эти закрытые корпоративно-организованные группы, встречающиеся на свои саммиты, совещания (в том числе в Давосе, который французские «антиглобалисты» не случайно назвали «мировым политбюро»). Именно эта глобальная номенклатура, ее «политбюро» (или перифирийныепартхозактивы, каким была, например, недавняя встреча в Москве – «малый Давос») определяет основные решения в мировой экономике и политике, оставляя граждан за бортом и называя все это «демократией».

С другой стороны, глобализация предполагает формальное равенство всех участников мировых экономических, политических и информационных игр в рамках неолиберального порядка «свободной» конкуренции с его «двойным стандартом» (по сути, не формально, одни возможности – для ТНК, другие – для производителей бедных стран) и видимостью антимонопольного регулирования (оно ограничивает только чрезмерное разрастание какого-либо одного из мощнейших игроков, но не их стаи). Для мощнейших игроков именно эта «свободная» среда и является наиболее выгодной, ибо в ней нет места тем силам, которые действительно могли бы ограничить ТНК (институтам демократического социального регулирования – от демократических национальных государств до мощных международных организаций граждан).

«Свободная» конкуренция в условиях неолиберальных правил, устанавливаемых  ВТО и Ко подобна не честному спортивному  поединку, где есть независимый рефери, весовые категории, четкие и не игроками установленные правила, а драке  между вышедшими на промысел бандитами-полицейскими и уличными прохожими. На стороне  первых – сила, оружие, организованность и защищающий их от преследования  статус «слуг закона». На стороне  вторых – только собственная сметка. А в остальном – абсолютно  «равноправная» конкуренция.

Тем самым процесс глобализации с его свободным движением  капиталов и товаров как внутри ТНК, так и за их пределами приводит к формированию мощных противоречий. На одном полюсе – организованный, очень подвижный международный капитал, представленный мощными транснациональными институтами. На другом – граждане, наемные работники, не представляющие собой единой и сколько-нибудь институционально оформленной структуры, пронизанные глубокими внутренними различиями в своем экономическом и социальном положении (так, работники одних и тех же массовых специальностей – например, водители – в первом и третьем мирах получают различающиеся в десятки раз доходы, гораздо менее, чем капитал, мобильны и т. п.).11

Это противоречие усугубляется тем, что  глобализация (и, в частности, высокая  подвижность капитала) привела к  резкому ослаблению роли государства и в сфере регулирования экономики, и, особенно, в сфере социальной защиты. Капитал попросту «убегает» из стран с мощными социальными ограничениями, высокими налогами на бизнес и сильными профсоюзами.

При этом было бы большой ошибкой  считать, что весь мир равномерно идет к глобальному будущему; глобализация – это крайне неравномерный процесс, сопровождающийся сохранением и даже рождением крайне бедных, изолированных миров, все более отстающих от глобализирующегося центра. Причем эти миры расползаются не только по Азии и Африке, но и по развитым странам; в крупнейших мегаполисах мира (таких как Нью-Йорк, например) существуют болота нищеты, в которых продолжительность жизни меньше, чем в странах третьего мира. В результате человечество ускоряющимися темпами делится на тех, кто выигрывает от власти «глобальных игроков» (а это лишь небольшая – около 1/3 – часть населения богатейших стран; даже в США реальная почасовая зарплата беднейших 80% работников сокращалась в абсолютном выражении на протяжении всех лет глобализации, с конца 70-х годов), тех, кто абсолютно от нее проигрывает, оказываясь в «гетто нищеты» (а это абсолютное большинство беднейших стран (т. е. более 2 млрд. жителей Земли) и тех, кто пока (как новые индустриальные страны, Китай, Индия и, возможно, Россия) все еще имеют шанс на догоняющее развитие.

Наконец, нельзя забывать и о том, что именно нынешний тип глобализации привел к тому, что Хантингтон назвал «клэшем цивилизаций» – их постоянными столкновениями, грозящими нескончаемыми «локальными» войнами и глобальным терроризмом.

И это неслучайно. Население беднейших  стран запирают в гетто нищеты, лишают возможностей получить образование, нормальное медицинское обслуживание (а для сотен миллионов граждан  Земли проблемой является минимум  пищи и чистая питьевая вода и предотвращение средневековых эпидемий), при этом повсеместно пичкая молодежь вестернизированной культурной жвачкой, где герои-американцы (рейнджеры, пилоты и пр.) постоянно  пачками уничтожают тупых и агрессивных  арабов, вьетнамцев, русских и т. п. В этих условиях от такого населения (минимум образования, отсутствие институтов гражданского общества, подавление национальной культуры, национального и религиозного достоинства глобальной жвачкой) нельзя ожидать ничего иного, кроме фанатичной ненависти и готовности борьбы с сытым и наглым миром «глобальной номенклатуры». У них не остается иной альтернативы, кроме как доверить себя вождям-фундаменталистам, выращенным этой же номенклатурой «про запас», чтобы спустить их на своих врагов (как это предполагалось сделать с вскормленным спецслужбами Бен Ладаном).

И это не оправдание мирового терроризма. Это лишь констатация того, что  мировой терроризм есть всего лишь иное лицо «либеральной» глобализации. Не изменив нынешней формы интернационализации мы никогда не избавимся ни от терроризма, ни от «локальных войн», ведущих к нарастанию хантингтоновского «цивилизационного клэша».12

 

2.3.Социально-экономические последствия  глобализации мировой экономики

 

Международная экономическая интеграция представляет собой процесс взаимодействия экономик отдельных стран и их внутриэкономических  структур, осуществляемый с целью  экономической взаимовыгоды. Она происходит в разных формах и на разных уровнях. Становление и развитие международной экономической интеграции начинается с установления торговых отношений между отдельными странами и продолжается на уровне комплексного экономического сотрудничества государств вплоть до полной интернационализации национальных экономик.

На современном  этапе международная экономическая  интеграция достигла глобальных масштабов. Глобализация экономики представляет собой высшую форму международной экономической интеграции. Она выражается в организации и деятельности межгосударственных и международных экономических объединений, а также в появлении и развитии в современном сообществе международных экономических институтов и транснациональных компаний.

Если  ранним ступеням международной экономической  интеграции была присуща практически лишь одна форма ее реализации — международная торговля, то этап глобализации наряду с этим предполагает в планетарном масштабе перемещение рабочей силы, капитала, научно-технических знаний и информации.

Таким образом, на стадии глобализации международная  экономическая интеграция приобретает не только более значимые количественные характеристики, но и новые более развитые формы.

Глобализация  — сложный и поступательно  развивающийся процесс, современный  этап которого представляет лишь его  первоначальную ступень развития. Сегодня в рамках глобализации происходят формирование и организация международных экономических альянсов, и наряду с этим — создание международных (транснациональных) компаний и финансовых центров.

Из множества  причин и факторов происходящего  можно выделить три основных.

1. Усилившаяся  конкурентная борьба, вызванная  существенным ростом масштабов производства, вынуждает бизнес в поисках наилучших условий деятельности «перешагивать» свои национальные границы.

2. Сложившиеся  во второй половине XX в. благоприятные  политические обстоятельства: распад  колониальной системы, обусловивший  необходимость установления в  мире нового экономического порядка, и окончание «холодной» войны — периода противостояния двух социально-экономических систем, позволившее консолидировать мировое сообщество и рассматривать мир как целостную систему.

3. Последние  достижения научно-технического  прогресса, позволившие создать  качественно новую, надежную мировую  экономическую инфраструктуру, в  том числе международную транспортную  сеть, адекватные требованиям времени средства связи, и широкую информационную систему. Благодаря этому существенно сократились издержки на перемещение товаров и факторов производства, снизилась степень экономического риска, стала реальной возможность быстро перемещать рабочую силу, технологии и капитал в масштабах всего мира.

Следствием  действий всей совокупности указанных  факторов в мире объективно создались необходимые условия для более полной реализации преимуществ экономической интеграции, т.е. для перехода ее в более развитую фазу — глоблизацию.

Экономическая глобализация, как и интеграция вообще, является эффективной формой организации экономики. На глобальном уровне эффекты от интеграционных процессов могут быть достигнуты от международной специализации и кооперации, международной торговли, рационального потребления рабочей силы и других факторов производства, а также от глобального использования в экономике последних достижений науки и техники.

Современная экономическая наука пока не способна определить полный эффект от реализации интеграционных процессов на глобальном уровне. Это объясняется не сложностью исчисления результатов интеграции, а множественностью последствий этого процесса во времени и в пространстве. Поэтому в исследованиях такого рода принято различать статические и динамические эффекты интеграции.

Статические эффекты определяют экономические  последствия международной интеграции, полученные непосредственно после осуществления мероприятий по консолидации экономик двух или нескольких стран.

Динамические  эффекты оценивают экономические  последствия международной интеграции на перспективу.

Как правило, расчеты статического эффекта сводятся к сопоставлению результатов переориентации потребителей в одной стране в связи с закупкой товара или фактора производства у более эффективного участника интеграционной связи в другой стране. При этом учитывается эффект от наличия или отсутствия таможенного союза или какой-либо другой интеграционной формы.

В расчетах такого рода необходимо учитывать и  отрицательные последствия международной интеграции. Негативные результаты особенно важно учитывать на перспективу. Именно в будущем импорт товара из другой страны может отрицательно сказаться, например, на проблеме занятости в данной стране.

Помимо  получения экономических эффектов международная интеграция на глобальном уровне способствует созданию благоприятной внешнеполитической атмосферы. Как правило, экономический союз служит основой для укрепления взаимопонимания, а также политического и культурного сближения стран. Кроме того, экономическая интеграция содействует развитию взаимопомощи и солидарности, вплоть до военной поддержки стран, связанных экономическими обязательствами.

Наряду  с перечисленными выше последствиями  международная интеграция на современном глобальном уровне создает множество новых своеобразных форм экономических отношений, в которых переплетаются сотрудничество и конкуренция, а рыночные связи заменяются контрактно-рыночными отношениями.

Одним из существенных последствий глобальной интеграции является создание необходимых  условий для международного производственного  сотрудничества.13

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для нынешних интернациональных финансовых взаимоотношений  присущи новейшие количественные и  высококачественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность и интеграционные процессы во всём мире — значительно выросли в масштабах. Поменялось их место и роль в развитии современного общества. Во-первых, определяющее значение в ущерб мировой торговле приобрело международное движение капиталов. Его объем увеличился на 30—40% за последние годы. Сумма экспорта капитала, копившееся за последнее десятилетие, приблизилась по объёмам к размерам годового мирового вывоза товаров и услуг, что равняется приблизительно 5 млрд. долларов. Результаты таких внешних инвестиций для экономик большинства стран более чем существенны: изменяются структуры национальных хозяйств, растет  их экономический и технический уровень, стимулируется внешнеторговый обмен и другое.

Во-вторых, международная внешняя торговля становится реальным и все более вполне ощутимым фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей населения и хозяйственной деятельности. В настоящее время внешнеторговый обмен товарами и услугами составляет свыше 1/3 по отношению к суммарному ВВП стран мира — более 27 триллионов долларов. Таким образом, каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю.  Без внешней торговли теперь невозможно удовлетворить разнообразные повседневные потребности населения не только малых стран, что очевидно, но также средних и больших, где доля импортных потребительских товаров в среднем достигает 12—20% от всех приобретаемых населением. Имеются также другие новые черты современной международной торговли: обмен услугами увеличивается, и их доля составляет в настоящее время почти треть мирового экспорта (около 1,5 трлн долл.). При этом основная часть приходится на новые виды — инжиниринг, консалтинг, лизинг, информационные и другие. Все это ведёт к сдвигам в географической, страновой структуре международной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между экономически развитыми странами и группами стран (60—70% мирового товарооборота). Тем самым подготавливаются благоприятствующие условия для международной экономической интеграции участников с более или менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира.

Информация о работе Глобализация эконмики