Экология токсикомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:40, реферат

Краткое описание

В быту и в юридической практике в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, марихуана или ЛСД). В то же время употребление алкоголя и табака обычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено, хотя они тоже являются наркотиками, причем, вызывающими большие вред и зависимость.
Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам. Это различные химические, биологические и лекарственные вещества, вызывающие привыкание и зависимость.

Содержание

Введение…………………..…………………………………..………………..3
Причины ……………………………………………………………………….5
Токсикомания ……………………...…………………………………………..9
Наркомания…………………………………………........................................11
Последствия………………………………………...………………................17
Уголовная наказуемость……………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………..………...24
Список использованной литературы……………………………………..….25

Прикрепленные файлы: 1 файл

Петина.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

Сегодня можно говорить о существовании  наркоманской субкультуры, которая продолжает распространяться в молодежной среде и выступает как фактор приобщения подростков к наркотикам.

Семейные факторы.

Не будем повторять привычные  для профилактической литературы фразы: "Пьяницы порождают пьяниц", "Родители, использующие легальные наркотики, табак и алкоголь, растят детей, которые будут использовать наркотики нелегальные" и т. д., хотя эти факты очевидны. Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в "группу риска", создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У детей с одним родителем чаще всего возникают трудности общения, такие дети должны получать "тройную дозу" внимания и любви. Существуют понятия "семейный дефицит" и "социальный голод", когда ребенок растет без внимания и заботы, без необходимого общения, что часто является причиной обращения к спиртному и наркотикам в период взросления.

Отсутствие гармонии в полной семье  также является фактором риска. Не стоит строго оценивать непослушание, плохую успеваемость, отчуждение ребенка в семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей постоянные "секреты" и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и культурный уровень, избиение и психологическое насилие детей, насилие между родителями. У таких детей возникает чувство одиночества, скуки, легко рождаются зависть к ровесникам, беспокойство, депрессии, страхи или же агрессивность, лживость, драчливость, связанные с переживанием одиночества, пустоты, ненужности. У избиваемых детей отмечают склонность к разрушению и протесту, низкий самоконтроль, слабость познавательных интересов, нежелание трудиться. Все это, в случае встречи с наркотиком, делает их неспособными противостоять втягиванию, в то время как дети, не переносившие стресс, получившие в семье позитивный заряд, уверенность в своих силах, даже попробовав наркотик, могут отказаться от его дальнейшего употребления, удовлетворив свое любопытство. Дети с грузом неблагоприятных жизненных событий отличаются сниженной самооценкой, комплексами неполноценности, переживают чувство мести и ненависти к родителям и учителям, не желающим понять их. Не имея возможности объяснить дурное к себе отношение, они обращаются к спиртному, наркотикам, попыткам самоубийства. В одном маленьком южнорусском городке за год покончили с собой семеро детей, по данным Краснодарского края, 13% наркоманов и токсикоманов - подростки до 14 лет. По данным анонимного опроса в одной из школ, в свои 16-17 лет 62% детей пьют, 22% - курят и 8% употребляют наркотики. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к "другой жизни", в другое общество, где он будет понят, принят, где его не осудят.

Даже в благополучных семьях родители часто не способны обеспечить развлечения ребенку. Родителям  важно понять, что он нуждается  не только в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного времени, в поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уровень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей, тем реже попадает под власть сиюминутных впечатлений и развлечений, предлагаемых ему "на улице", тем менее подвержен влияниям моды. Каждая семья должна для себя решить, что она может противопоставить этим, манящим своей запретностью, увлечениям, какое оружие она смогла бы дать в руки своему ребенку, который, так или иначе, столкнется с подобными соблазнами. От молодых людей часто приходится слышать фразу: "Моя жизнь интересна и полна впечатлений, мне не нужны наркотические вещества".

Часто родители ничего не могут рассказать об интересах ребенка, типичные ответы: "как все", "хороший". Хотя иногда ребенок наоборот становится жертвой гиперопеки, которая заставляет ребенка "спасаться" от родителей "на улице". Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, отказ ребенку в самостоятельности, желание воспитать свою копию. Сверхзабота становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится "сбросить оковы", что приводит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый "асоциальный" облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья. При опросе студентов английских колледжей о причинах употребления наркотиков один молодой человек заявил, что любой аспект его жизни контролировался и манипулировался взрослыми, и он начал употреблять наркотики, так как это была одна из немногих областей его жизни, где, как он считал, он имеет полный контроль. В данном случае причина употребления - чувство безвластия над своими собственными решениями и действиями. Еще один из плодов гиперопеки - инфантилизм растущего человека, его затянувшаяся "детскость", неготовность к жизненным трудностям, неспособность самостоятельно решать вопросы. Такой ребенок легко попадает под влияние более опытных приятелей, его легко уговорить попробовать наркотик или подбить на любую хулиганскую выходку, т. к. у такого "тепличного растения" не выработано противоядие от дурных влияний. Нередко - это любимые детки богатых столичных родителей, и их "карманные" деньги дразнят аппетит искушенных приятелей.

Существует и такой вариант  опекаемого чада, как "кумир семьи", объект всеобщего восхищения и поклонения, единственный ребенок многочисленной родни. Для него привычны вседозволенность, неограниченная власть над родственниками, которые не накажут, и в конечном итоге - презрение к ним, а заодно и к учителям, сверстникам. Кумиры, привыкшие быть объектом всеобщего восхищения, часто демонстративны, для них хороша любая эксцентрическая выходка и любой шокирующий поступок, какими и кажутся им в их юные годы употребление алкоголя и наркотиков. Такие подростки, желая "всех перепить", могут действительно стать жертвой алкоголя и наркотизации.

Биологические факторы.

Различные люди по-разному реагируют  на токсические и биологические  воздействия. В эпидемию заболевают не все, при массовых отравлениях  некоторые остаются здоровы. Люди по-разному  переносят жару и холод. Зависимость от наркотических веществ тоже развивается далеко не у всех. Пробуют наркотики гораздо больше людей, чем заболевают наркоманией. Однако особо предрасположенные к тому или иному веществу заболевают наркоманией с первого раза.

Существуют и расовые различия: если у европейца опий вызывает успокоение, то на негра оказывает возбуждающее действие. Северные жители веками жевали мухоморы, прекрасно себя чувствуя, пока их не подкосило тотальное пьянство, подарок цивилизации, особенно болезненно отразившееся на их нежных природных организмах.

Как показали наблюдения, наркоман выбирает то вещество, которое сходно с его  типом личности. На этот вывод натолкнули наблюдаемые закономерности выбора наркотика той или иной группой  душевнобольных. Эпилептоидные психопаты  с подавленной, угнетенной психикой выбирают не стимуляторы, оживляющие психические функции, а снотворные и транквилизаторы, вызывающие успокаивающее действие, подавление психической активности. Шизофреники выбирают не успокаивающие и подавляющие, а психоделики, вызывающие сходные с шизофренией симптомы дереализации, потери и раздвоения личности. Больные инстинктивно стараются принять вещество, действие которого соответствует его расстройству. Таким образом существует особая, биологическая предрасположенность к наркомании.

Наследственность свойственна почти всем наркоманам, 85% молодых людей, лечившихся от наркомании, обнаруживают алкогольную наследственность. Многие, начавшие злоупотребление в раннем возрасте, сознательно предпочитали наркотики алкоголю, т. к. принятие спиртного вызывало у них отвращение из-за воспоминаний об отце-алкоголике. Однако на основе биологических характеристик пока нельзя прогнозировать вероятность наркомании, нельзя однозначно определить заранее склонность или, наоборот, устойчивость человека к наркотическому опьянению и зависимости. Нельзя заранее выделить "обреченных", любой может нести в себе сильную биологическую предрасположенность к наркотическим веществам.        

Однако все вышесказанное не означает, что употребление наркотиков - результат депрессивных состояний, свойственных подросткам со сложностями развития и творческим натурам. Мотивы употребления наркотиков часто не зависят от личности и ее психической предрасположенности. Встреча с наркотиками может быть случайной, в определенной ситуации, вызванной временными потребностями, например, "пробование" в компании сверстников с познавательными целями. Прежде чем окрестить пойманного с поличным ребёнка "падшим" и "пропащим", следует верно, оценить особенности его психического развития в этот противоречивый и подчас болезненный, даже для благополучных детей, период, что заставит сделать парадоксальный вывод: пробование наркотиков в молодости - проявление не отклонения, а скорее нормального поведения. Первый раз попробовавшего ребенка не стоит записывать в наркоманы, т. к. только небольшая часть из пробовавших наркотики продолжает употреблять их постоянно. Но необходимо, не откладывая, внушить ему, что все тяжелобольные наркоманией начали свой скорбный путь с простого любопытства.

 

 

III

Токсикомания

Токсикомания - заболевание, вызванное хроническим употреблением психоактивных веществ, характеризуется развитием психической и в ряде случаев физической зависимости, изменением толерантности к потребляемому веществу, психическими и соматическими расстройствами, изменением личности. Токсикоман – «нюхач» – это тот, кто опьяняет себя так называемыми «летучими наркотическими веществами» (или ЛНВ). Эти вещества объединяет способность быстро испаряться и превращаться в газ при нормальной комнатной температуре. Именно газообразные пары глубоко вдыхают в легкие токсикоманы. Летучие вещества есть в разных химико-технических препаратах, таких как растворители для красок, бензин, трихлорэтилен, ацетон, горючий газ в баллонах и газ для зажигалок. Токсикомания связана с хроническим или периодическим отравлением, влияние которого на организм весьма значительно.

Причины токсикомании такие же как  и у наркомании, дело лишь в том, что раз токсические вещества не запрещены законом, значит они  менее вредны для организма и  не вызывают привыкания, а оказывается наоборот.

При вдыхании токсичных веществ  можно выделить три стадии опьянения. Первые эффекты напоминают алкогольное опьянение: ухудшается координация движений, замедляется реакция, ослабевают рефлексы, и человек чувствует нечто вроде эйфории (а может и стать агрессивным). Токсикоману может быть сложно руководить своими действиями, а когда опьянение проходит, наступают вялость и головная боль.

На следующей стадии, если продолжать вдыхание, притупляются болевые ощущения. Именно поэтому эфир и подобные препараты использовались в хирургии как средства для наркоза. Кожа становится нечувствительной к боли. Ожоги – одни из самых болезненных травм, какие вообще возможно получить. Терпеливость к боли иногда используется как доказательство того, что тот или иной подросток «свой» в компании, где ЛНВ в чести. Бывает, что подростки при помощи горящей сигареты сами делали себе ожоги на руках как тайный знак «посвящения в круг избранных» и свидетельство для остальных ребят, что «они вместе».

Интоксикации

Опьянение парами пятновыводителей

Жидкостью смачивают платок, любую  тряпку или внутреннюю поверхность  шапки, и

ими закрывают нос и рот.

Кроме начальных вегетативных проявлений интоксикации, можно выделить 3

степени опьянения, границы между  которыми нечетки.

Эйфория обычно выражена очень ярко - не только лицо расплывается в улыбке, но

подросток начинает громко хохотать. Когда ингалируются группой, смех одного

быстро заражает других. Эти моменты  подростки сами называют "дурацким

хохотом". Вегетативные явления в этот период выражены умеренно. На головную

боль и тошноту не жалуются. Визуализация представлений ("о чем подумаю, то и увижу") наступает вслед за эйфорией. Подростки эти видения неверно называют галлюцинациями. На самом деле истинных галлюцинаций нет - все "видения" произвольно вызваны. Сохраняющийся эйфорический фон определяет содержание представлений. Они, как правило, отражают то, о чем подросток раньше с увлечением слушал, фантазировал, что

видел или читал. Преобладают картины  приключенческо-авантюрного жанра, сцены

боевых сражений, драк или сексуальные  фантазии. Все виденное хорошо сохраняется в памяти. Сексуальные переживания обычно избегают раскрывать. О других же охотно рассказывают приятелям. Иногда во время групповой ингаляции обмениваются впечатлениями, возможно индуцируя друг друга.

Подышав несколько минут, ингаляцию  прерывают, но еще в течение 5-20 мин  могут

продолжаться визуализированные  представления. Затем ингаляцию  могут

повторять.

Опьянение парами ацетона

Картина бывает сходной с тяжелым опьянением от паров пятновыводителей.

При вдыхании паров ацетона на фоне легкой эйфории быстро возникают

онейроидные переживания (расстройство сознания, характеризуется сочетанием образов реального мира и фантастических представлений, в качестве физиологической основы онейроидного состояния сознания указывают тормозное состояние коры головного мозга) с красочными грезоподобными фантазиями, чаще всего

сексуального содержания. Во время  этих состояний подростки производят

впечатление оглушенных, они как бы отключаются от окружающего. Словно

оцепенелые, сидят они с опущенной  головой. Глаза полузакрыты, на лице -

застывшая улыбка, на обращение почти  не реагируют, отмахиваются, что-то

невнятно бормочут. При тяжелом отравлении, вслед за онейроидным оглушением, может

последовать сопор, а затем кома. Сильный запах ацетона изо  рта позволяет

распознать природу этих бессознательных  состояний. Иногда сопору и коме

предшествует внезапная смена эйфории на аффект страха. Онейроидные состояния длятся по нескольку часов и сменяются тяжелой астенией с раздражительностью и апатией. Об онейроидных переживаниях сохраняются достаточно яркие воспоминания.

Легкие степени опьянения ацетоном вызывают только эйфорию и визуализацию

представлений, аналогичные ингаляциям пятновыводителя.

Опьянение парами некоторыми сортами клея.

Для ингаляции также используют целлофановые мешки. В прошлые годы, налив в них клей, подростки  натягивали эти мешки на лицо как  противогазную маску. В состоянии  глубокого опьянения, не будучи способными этот мешок с себя стянуть, достигали смертельно опасного опьянения или погибали от удушения. В Ленинграде в 1985/1986 гг. было зарегистрировано 10 подобных смертных случаев

Информация о работе Экология токсикомании