Валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучение валютно-финансового механизма внешнеэкономических связей.
Задачи данной курсовой работы заключаются в:
1. рассмотрении этапов мировой и региональной валютных систем
2. анализе классификации валют и их конвертируемость
3. расчёте баланса международных расчётов
4. изучении валютных отношений.
5. исследовании валютной политике и валютного регулирования в современной экономике.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 5
1. Мировая валютная система ……………………………………. 7
2. Региональная валютная система ……………………………… 17
3. Балансы международных расчётов …………………………… 21
4. Валютные отношения и валютная политика ………………… 28
5. Валютное регулирование в современной экономике ……….. 37
Заключение …………………………………………………………. 41
Список литературы …………………………………………………. 44

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ДКБ.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

     Стандартные компоненты баланса можно разбить на две основные группы счетов: счет текущих операций, по которому учитываются экономические сделки, охватывающие товары, услуги, получение дохода и текущие трансферты. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, учет по которому охватывает капитальные трансферты, продажу приобретение непроизведённых нефинансовых активов, а также операции с финансовыми требованиями и обязательствами.

     Приведенная структура в части счета текущих операций отражает исторически сложившиеся критерии отнесения экономических сделок к текущим операциям. Наиболее значительную долю в счете текущих операций обычно занимает счет "товары", в последнее время все большую роль начинает играть статья "услуги", также в счет текущих операций входят статьи "доход" и "текущие трансферты". Также примечательно выделение в составе второй части платежного баланса счета операций с капиталом и финансового счета (или счета операций с финансовыми инструментами). Первый, из которых охватывает операции, связанные с получением капитальных трансфертов и приобретение/продажу непроизведенных нефинансовых активов, а второй — все операции, связанные с изменением владельца всех иностранных активов и обязательств экономики страны. Такое разделение отражает, во-первых, растущую роль интеллектуальной собственности — программных продуктов, технологий, ноу-хау и т.д.- в мировой экономике, а во-вторых, развитие мирового рынка ссудного капитала.

Подходы к  определению сальдо платежного баланса

     Принцип составления платежного баланса состоит в том, что общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета — часто не удовлетворяет экономистов и политиков, и для разработки конкретных мер требуется сальдо по агрегированным группам операций внутри общего баланса. При этом ситуация аналогична анализу бухгалтерского баланса, когда аналитик строит баланс-нетто и исчисляет различные финансовые коэффициенты.

     В экономической науке выделяют три основных аналитических группировки статей платежного баланса, результатом которых является соответствующее сальдо:

- торговый баланс

- баланс текущих операций

- общий баланс или баланс официальных расчетов

     Торговый баланс — наиболее часто публикуемый — представляет собой чистую стоимость экспорта только товаров (так называемого "видимого" экспорта) за вычетом их импорта. Изменение торгового баланса комментировать можно по-разному: считается, что превышение экспорта над импортом показывает, что усиливается мировой спрос на товары данной страны.

     Баланс по текущим операциям — наиболее информативный баланс, отражающий все потоки активов, как частные, так и официальные, связанные с движением товаров и услуг. Положительное сальдо текущего платежного баланса означает, что кредит страны больше дебета по статьям движения товаров, услуг и даров и показывает объем обязательств нерезидентов по отношению к резидентам. Национальный доход в системе национальных счетов определяется как:

                                             Y = C + I + (X - M)  

                                                                                           формула №1 

Где: Y — национальный доход;

C — совокупное потребление;

I — совокупные инвестиции;

Х — экспорт  товаров и услуг;

М — импорт товаров  и услуг;

(X - M)— сальдо по счету текущих операций.

     В закрытой экономике, автаркии, совокупные расходы (C+I) не могут превышать национальный доход (Y). В экономике, вовлеченной в мирохозяйственные связи, превышение совокупных расходов над национальным доходом возможно только в случае дефицита счета текущих операций (M>X). Превышение импорта над экспортом может быть истолковано как то, что страна живет не по средствам. То же самое можно показать с помощью перегруппировки равенства:

                                  S - I = X - M 

                                                                                    формула №2   

Где: S (=Y - C) — совокупные сбережения.

     Общий платежный баланс (баланс официальных расчетов). Тот факт, что дефицит по счету текущих операций финансируется путем привлечения долгосрочного иностранного капитала, привел к возникновению понятия общего сальдо платежного баланса как критерия равновесия.

     Баланс совокупного потока иностранной валюты (баланс официальных расчетов). Сальдо платежного баланса в такой интерпретации может быть выражено как (X - M) + LTC + STC, где STC — сальдо по счетам движения краткосрочного частного капитала. Такая концепция сальдо платежного баланса предусматривает, что финансирующими операциями являются операции с резервными активами и так называемые операции исключительного финансирования. То есть накопление/погашение просроченной задолженности и прочие операции с ней, операции по реструктуризации существующего государственного долга, займы официальных органов, предоставленные для финансирования дефицита платежного баланса, некоторые капитальные трансферты, такие, как прощение долгов, а также ряд других операций государственных органов.

13 января 2010г.  Банк России опубликовал оценку  платежного баланса за 2009 г. В  соответствии с опубликованными  данными положительное сальдо  текущего счета платежного баланса  снизилось по сравнению с 2008 г. на 54% и составило 47,5 млрд долларов.

     Основной причиной сжатия сальдо стало резкое падение доходов российских экспортеров вследствие снижения цен на нефть, газ, нефтепродукты, металлы и другие товары сырьевого экспорта. При этом необходимо отметить, что во втором полугодии 2009 г. наблюдалось восстановление экспорта благодаря увеличению цен на экспортные товары. Заметим, что по мере стабилизации ситуации в российской экономике начал восстанавливаться и импорт. При этом если в течение II – III кварталов восстановление импорта товаров происходило медленнее, чем их экспорта, то в IV квартале темп прироста импорта практически достиг 24%, а экспорта – лишь 15%. В случае продолжения данной тенденции возможно возобновление снижения положительного сальдо текущего счета, что при прочих равных условиях создаст понижательное давление на курс рубля. Впрочем, отметим, что в IV квартале традиционное фиксируется сезонный всплеск импорта, и его дальнейший рост на фоне стагнации в экономике вряд ли будет столь же быстрым.

     Что касается сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, то чистый вывоз капитала частного сектора по итогам 2009 г. составил 52,4 млрд долларов, что значительно меньше по сравнению с чистым оттоком в размере 132,8 млрд, зафиксированным в 2008 г. Более того, в IV квартале 2009 г. чистый приток частного капитала достиг 11,6 млрд долларов. В среднесрочном периоде динамика потоков капитала будет в значительной мере определяться ситуацией на мировых финансовых рынках. В случае продолжения тенденции плавного восстановления мировой экономики в 2010 г. можно ожидать чистого притока частного капитала в РФ.

 

 

  1. Валютные отношения и валютная политика.

 

     В условиях интернационализации хозяйственной жизни возрастает взаимозависимость национальных хозяйств, активизируются поиски средств национального регулирования. В сфере валютных отношений появляются новые особенности и тенденции:

♦ усиливаются международные функции национальных валют (национальные денежные единицы участвуют в международных расчетах);

♦ масштабы участия любой валюты в международном платежном      обороте      определяются      комплексом      факторов (исторического, экономического, международно-правового),  в том числе и национальной политикой;

♦  отсутствует единая денежная основа в валютной сфере — мировые деньги;

♦  в условиях свободной конвертируемости валют и перелива капитала между странами размываются границы между внутренним денежным обращением и международным платежным оборотом;

♦ тенденция к сращиванию национальных и международного денежно-кредитного рынка прокладывает себе дорогу в условиях сохраняющейся специфики  и особенностей национальных денежно-кредитных рынков.

     Тенденция к возрастанию роли валютной сферы в отношениях участников международного обмена прослеживается на всех этапах эволюции мировой валютной системы начиная с золотого стандарта. Чем глубже вовлечено национальное хозяйство в систему мировых хозяйственных связей, тем сильнее стремление национальных органов регулирования оградить экономику от неблагоприятных на данном этапе внешних воздействий. Это противоречие предопределило эволюцию валютного механизма каждой страны начиная с периода золотого стандарта и по настоящее время. Так, в период золотого стандарта стихийные переливы золота между странами в условиях международного обмена в конечном счете стали негативно отражаться на развитии их производительных сил. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. привел к распаду сложившегося в период золотого стандарта валютного механизма: свободный валютный размен сменился жесткими валютными ограничениями, сформировались валютные блоки и зоны, процесс интернационализации был заторможен. Бреттон-Вудская модель международных расчетов явилась шагом в направлении восстановления валютного механизма. Однако последний действовал не стихийно, а на основе четко определенных принципов, контроль за соблюдением которых возлагался на Международный валютный фонд.

В актив Бреттон-Вудского валютного механизма, функционировавшего вплоть до начала 70-х гг., можно отнести, в частности, то, что он обеспечивал  сочетание национальных интересов с международными требованиями: относительная самостоятельность государств в проведении внутренней экономической политики обеспечивалась системой международного кредита. Она включала кредиты МВФ, Генеральное соглашение о займах (1961 г.), кредиты своп между центральными банками и т.д.

     В начале 70-х гг. экономика промышленно развитых стран приблизилась к рубежу, когда дальнейший экономический рост потребовал модернизации всей производственной, технологической базы, а также соответствующего повышения эффективности валютного обеспечения. Поэтому введение плавающих валютных курсов в 1971—1973 гг. — закономерный этап эволюции мировой валютной системы. В основе нынешней системы плавающих валютных курсов лежат глубокие структурные изменения в системе международных расчетов. Они состоят не только в резко возросших масштабах финансовых операций, которые превысили объем расчетов по торговым операциям (в пропорции 10:1), но и в том, что движение финансовых потоков определяется различиями в бюджетной, налоговой и кредитной политике государств. Страны получили возможность самостоятельно устанавливать режим курсов национальных валют (осуществлять свободное «плавание» своих валют, прикреплять их курс к любой другой валюте или «корзине» валют и т.д.).

     Таким образом, в нынешней валютной системе, где соотношение между интернациональным и национальным изменилось в пользу последнего, национальный фактор продолжает действовать. Более того, он будет усиливаться, но проявится это, очевидно, в координации валютной и экономической политики национальных хозяйств.

     Во второй половине 80-х гг. активизировались дискуссии о путях преобразования ЕВС в валютный союз, что обусловливалось процессом, получившим название «Европа без границ» или «Европа—92». Речь шла о постепенном переходе от сложившейся системы координации валютных политик государств — членов Общего рынка к формированию единой валютной политики ЕС. В обсуждении перспектив валютной интеграции все дискуссии концентрируются вокруг проблем, связанных с Европейским центральным банком, единой валютой сообщества и путями движения к валютному союзу.

     Подавляющее большинство мнений в ЕС по первому вопросу сводится к тому, что наилучшей организационной структурой для будущего центрального банка могла бы стать модель Федеральной резервной системы США, предусматривающая значительную самостоятельность региональных резервных банков и оставляющая за центральным советом управляющих лишь координационные функции. Появилось и название для будущего центрального банка, созданного по такой модели, — «Еврофед».

     Непосредственно с будущим центральным банком ЕС связан вопрос о возможности создания единой валюты сообщества, а также постепенное создание условий максимально длительного отсутствия необходимости пересмотра центральных курсов в ЕВС. В итоге указанные меры означали бы создание Валютного союза ЕС и переход от координации к единой валютной политике сообщества. Это намерение было подтверждено на заседании министров экономики и финансов стран — членов ЕС в Маастрихте (Голландия, декабрь 1991 г.) принятием трехэтапного плана (1990—1999 гг.) по созданию Валютно-экономического союза (ВЭС).

     Валютная политика основных промышленно развитых стран осуществляется в едином и взаимозависимом мире. Поэтому важно выяснить, в какой степени при ее формировании принимается в расчет фактор стран «третьего мира». В основном речь идет о развивающихся странах. Большинству восточноевропейских стран и странам СНГ, которые не меньше остального мира ощущают на себе влияние валютной политики Запада, еще предстоит встать на путь поиска адекватных форм участия в международных валютных отношениях. По этому пути уже давно идут развивающиеся страны, опыт их взаимоотношений с основными промышленно развитыми государствами в области валютной политики представляет особый интерес.

     Рассматривая  воздействия валютной политики Запада на экономику развивающихся стран, следует отметить, например, что в официальных инвалютных резервах этих стран 95% приходится лишь на шесть валют — доллар США (67,5%), марку ФРГ, японскую иену, фунт стерлингов, швейцарский и французский франки. Около 90% развивающихся стран поддерживают фиксированные курсы своих национальных денежных единиц по отношению к доллару США, французскому франку, СДР или индивидуальным корзинам из валют своих крупнейших торговых партнеров. От уровня процентных ставок на национальных и международных рынках капиталов ведущих стран Запада зависят платежи по внешней задолженности развивающихся стран. В связи с этим следует отметить, что развивающиеся страны заинтересованы в успехах валютной политики основных промышленно развитых стран в той степени, в какой она ведет к стабилизации их национальных валютных показателей. В результате возникает такой феномен, как валютное замещение, когда основные конвертируемые валюты все больше вытесняют национальные денежные единицы во внутренней экономике развивающихся стран в качестве средства обращения, масштаба цен и средства образования сокровищ. Происходит косвенное сопоставление и взаимодействие валютных политик более развитой страны и менее развитой (конечно, легальный процесс валютного замещения имеет место в странах, где резидентам разрешено совершать сделки в иностранной валюте).

Информация о работе Валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей