Внешняя политика Украины после выборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:10, реферат

Краткое описание

Уже сегодня можно со всей очевидностью предположить, что в послевыборный период Украину ожидает возврат к многовекторной внешней политике.

Вопрос в том, какое содержание будет иметь эта политика, и какую цель преследовать?

В первое десятилетие независимости Украины основой этой политики была необходимость утвердиться в качестве суверенного государства и выстроить правильные отношения с ведущими геополитическими игроками и соседями. Кроме того, многовекторный внешнеполитический курс диктовался и спецификой внутреннего развития, потребностями национальной экономики.

В итоге государство шло на различного рода компромиссы, включая и значительные уступки своим партнерам. Так, Украина отказалась от ядерного оружия, получив определенные гарантии в виде Будапештского меморандума, но не получив механизма их обеспечения.

Ради дружбы с Молдовой она отказалась от части своей территории в районе Джурджулешты, где в итоге соседней страной был построен порт, составляющий конкуренцию украинским дунайским портам.

Подписание так называемого Большого Договора с Россией было увязано с вопросом о пребывании российского Черноморского флота в Крыму.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Политология рефф.docx

— 21.11 Кб (Скачать документ)

Уже сегодня  можно со всей очевидностью предположить, что в послевыборный период Украину ожидает возврат к многовекторной внешней политике.      

Вопрос  в том, какое содержание будет  иметь эта политика, и какую  цель преследовать?      

В первое десятилетие независимости  Украины основой этой политики была необходимость утвердиться в качестве суверенного государства и выстроить правильные отношения с ведущими геополитическими игроками и соседями. Кроме того, многовекторный внешнеполитический курс диктовался и спецификой внутреннего развития, потребностями национальной экономики.      

В итоге  государство шло на различного рода компромиссы, включая и значительные уступки своим партнерам. Так, Украина отказалась от ядерного оружия, получив определенные гарантии в виде Будапештского меморандума, но не получив механизма их обеспечения.       

Ради  дружбы с Молдовой она отказалась от части своей территории в районе Джурджулешты, где в итоге соседней страной был построен порт, составляющий конкуренцию украинским дунайским портам.       

Подписание  так называемого Большого Договора с Россией было увязано с вопросом о пребывании российского Черноморского  флота в Крыму.      

Соглашение  о добрососедстве и сотрудничестве между Украиной и Румынией оставило открытым вопрос о разграничении  континентального шельфа в районе острова Змеиный, что в итоге вылилось в решение Международного суда в Гааге, лишившего Украину части шельфа.      

Вообще  интересная ситуация прослеживается. С каждым президентом Украина  теряла территорию.      

С президентом Кравчуком потеряли 1400 судов Черноморского пароходства, которые за пределами Украины являлись территорией Украины.      

С президентом Кучмой потеряли Джурджулешты.      

С президентом Ющенко потеряли часть  континентального шельфа.       

Были  претензии господина Бесеску на Бессарабию. Что самое интересное, - все это происходит в Одесской области. Видимо потому, что это «южный ключ» к европейским воротам, и в стране, которая превратилась из морской державы в страну у моря, об этом следовало бы задуматься всем политикам.      

Компромиссы того времени были необходимы ради укрепления положения Украины на международной арене. Беда только в  том, что в последующем мы не смогли обернуть их в свою пользу.      

Значительную  роль здесь сыграла непродуманная  и близорукая ориентация предыдущего  руководства страны на евроатлантическую интеграцию, в результате чего внешняя политика страны стала определяться не национальными интересами, а иллюзорными представлениями о том, кто является нашим союзником и стратегическим партнером, а кто нет.      

Ведь  вся проблема заключалась в том, что по указу Президента тогда было поручено главам администраций определить своих заместителей по евроатлантической интеграции, но оказались-то – кадры не подготовленные! Они-то и не знали, что такое вообще Североатлантический Альянс и для чего он существует.        

Итог  очевиден. Сегодня практически по всем векторам отмечается ослабление позиций Украины. Несмотря на проевропейскую риторику, украинское руководство так  и не смогло подписать с Европейским  Союзом соглашение об ассоциации. Состоявшийся в декабре прошлого года 13-й саммит Украина - ЕС подтвердил критическое отношение европейцев по отношению к украинским намерениям. Но что самое печальное лично для меня, как патриота своего государства, это то, что, по оценкам ООН, Украина попала в число 46 так называемых «несостоявшихся стран».      

Об  отношениях с Россией говорить особо  не приходится. За последние пять лет мы прошли путь от стратегических партнеров до геополитических противников. Что же касается Черноморского региона, то здесь потери Украины ощущаются особо остро. Претензии на региональное лидерство, продемонстрированные вскоре после так называемой «оранжевой революции», закончились провалом. Что в результате? Мертворожденное Сообщество демократического выбора, крах проекта ГУАМ, устранение Украины от процесса приднестровского урегулирования, утрата континентального шельфа в районе Змеиного, постепенный отход наших союзников.      

Сегодня в Причерноморье формируется  новая система стратегического партнерства между странами, в основе которой лежит вопрос доступа к энергетическим ресурсам. В частности, Румынией подписаны соглашения о стратегическом партнерстве с Азербайджаном и Польшей, которые, как известно, являются одними из приоритетных партнеров Украины.       

Бухарест  также активно развивает  отношения  с Грузией в рамках проекта  «Белый поток - 2». Россия открыто предлагает Румынии присоединиться к проекту  «Южный поток», который, как известно, является альтернативой украинскому маршруту транспортировки российского газа в Европу. Очевидно также, что победа прорумынских сил в Молдове также способна существенно повлиять на расстановку сил в регионе.       

Намерение США разместить элементы ПРО на территории Румынии очевидно приведет к новому витку гонки вооружений в Причерноморье. С другой стороны, недавно утвержденная Военная доктрина России относит к числу основных внешних угроз стремление наделить силовой потенциал Организации Северо-Атлантического Договора глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе, путем расширения блока. В качестве одной из угроз рассматривается и развертывание системы ПРО.      

В таких условиях Украина рискует  оказаться между молотом и  наковальней.      

И потому вопрос о том, является ли Украина региональным лидером в Черноморском регионе стоит ставить гораздо жестче – является ли вообще Украина региональным игроком?       

Главным негативным фактором уходящей пятилетки  можно считать утрату доверия  со стороны наших партнеров. Мы утратили доверие России, так и не завоевав доверие Запада.      

Поэтому восстановление доверия к украинской внешней политике должно стать первоочередной задачей нового руководства. Замечу попутно, что это вдвойне сложная задача в условиях возврата к политике многовекторности. Именно в этих условиях крайне важно зарекомендовать себя надежным партнером, отвечающим за свои обязательства.      

Возврат к многовекторности внешней политики предполагает и возврат к политике компромиссов, которые в итоге  должны привести к консенсусу. Но где, и как, и в каких вопросах, мы готовы на них? Не станут ли эти компромиссы очевидной сдачей наших позиций?      

Более того, многовекторность диктует и осторожность в поведении. На мой взгляд, необходимо удержаться от непродуманных, голословных заявлений, если они не имеют под собой соответствующей основы. У нас уже было достаточно примеров, когда руководство Украины бросалось из одной крайности в другую, меняло вектора подобно перчаткам.       

За  пять лет мир вокруг нас существенно изменился, и подходить к нему с критериями, сформировавшимися в конце прошлого столетия – значит наступать на те же грабли, на которые наступило украинское руководство в предыдущие годы.      

Формирование  новой внешней политики должно начаться с элементарной инвентаризации существующих договоров  и соглашений. Следует  четко определиться с теми преимуществами, которые дают нам эти дипломатические  документы, и с теми потенциальными угрозами, которые они в себе содержат.      

Слишком часто говорится о необходимости  прагматизма во внешней политике. Но необходимо, в конце концов, определиться, что мы подразумеваем под прагматизмом внешней политики? Газ по 150 долларов? Продвижение отечественных товаров на внешние рынки? Отстаивание национальных интересов в международных организациях?      

На  мой взгляд, основным критерием прагматизма  должен стать рост благосостояния граждан  и их социальная защищенность. Внешняя  политика имеет человеческое измерение. Действия пиратов это уже доказали. Но ведь государство защищает их интересы не только в экстремальных ситуациях. Жизнь продолжается.

Материал  взят с выступления Первого заместителя председателя  
Комитета  Верховной Рады Украины  по вопросам национальной безопасности и обороны С.Р.ГРИНЕВЕЦКОГО
на международном круглом столе "Внешняя  политика Украины  после выборов"

(23 февраля 2010 года) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НТУУ «КПИ»

Факультет Электроники

Кафедра микро- и наноэлектроники 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Внешняя  политика Украины  после выборов» 
 
 
 

                  Выполнил:

                  Студент ФЭЛ

                  Гр. ДМ-63

                  Нагорный  Артем 
                   
                   

Киев-2010

Информация о работе Внешняя политика Украины после выборов