Усадьба как феномен русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 22:52, контрольная работа

Краткое описание

Говоря о русской архитектуре чаще всего мы представляем в своём воображении дворянскую усадьбу – практически дворцовый комплекс удачно вписанный в зеленую раму окружающей его природы, пруды и многочисленные мосты, беседки и гроты, огромный особняк на манер царского дворца, необычную церковь и множество других построек заполняющих пространство.
Зарождение феномена под названием Русская усадьба, мы определим в хронологические рамки середина XVIII- начало XIX века.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Усадьба.docx

— 21.32 Кб (Скачать документ)

 Усадьба как феномен русской культуры.

 

Говоря о русской архитектуре чаще всего мы представляем в своём воображении дворянскую усадьбу – практически дворцовый комплекс удачно вписанный в зеленую раму окружающей его природы, пруды и многочисленные мосты, беседки и гроты, огромный особняк на манер царского дворца,  необычную церковь и множество других построек заполняющих пространство.

Зарождение феномена под названием Русская усадьба, мы определим в хронологические рамки середина XVIII- начало XIX века.

 Понятие «русская усадьба» в период своего расцвета (сер. XVIII - пер. треть XIX в.) состояло и из различных элементов архитектурно-художественной среды, вписанных в природное окружение, т.е. определенной материальной среды, и из особенной духовной, философской, интеллектуальной атмосферы. Отсюда сложность формулировки термина «русская усадьба», способного вместить все характеристики усадьбы. Необходимо развести понятия «усадьба» и «усадебная культура».

Логично определять «усадьбу» на каждом этапе ее формирования, поскольку в разные исторические периоды своего существования изменялись и ее типологические характеристики.

Простая и четкая классификация усадеб дана М.Ю. Коробко и включает три типа:

1) загородный двор - форма загородного  владения с жилым домом, угодьями  и оградой, «где все сельское  хозяйство сведено к минимуму  и играет более «декоративную»  роль, нежели действительно направлено  на удовлетворение насущных потребностей  владельца». Как явление загородные  дворы исчезли к сер. XIX в.

2) усадьба: а) крупнопоместная; б) среднепоместная; в) мелкопоместная; г) дворцовая. Этот тип усадьбы относился ко 2-ой пол. XVIII - нач. XIX в., за исключением дворцового, который постепенно исчез к нач. XVIII в. В указанный период сложился усадебный комплекс с господским домом, флигелями, хозяйственной территорией, церковной территорией, парком, прудами... Усадьба этого типа вошла в историю культуры как «дворянское гнездо», имевшее свои духовные и культурные традиции.

3) дача - явление, относившееся к XIX в, когда владельцы усадеб стали  практиковать сдачу в аренду  некоторых помещений имений на  летний период.

Историк JI.B. Иванова отмечала, что, возникнув как жилой и хозяйственный комплекс вотчинника, усадьба постепенно превращалась и в культурный центр, в котором синтезировались традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, культура России и Запада. 
Эволюция русской дворянской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков связана с дворянским периодом российской истории. В течение XVIII века произошли существенные изменения в социально-экономическом и политическом положении дворянства. Указ 1714 года о единонаследии завершил процесс консолидации класса феодалов в единое привилегированное сословиедворян. Манифест 18 февраля 1762 года, отменивший обязательный характер военной и гражданской службы для его представителей, юридически закрепил ликвидацию условного характера землевладения и прекращения «службы с земли». Многие дворяне в этот период стали обустраивать свои родовые имения.

XVIII век («век Просвещения») дал необыкновенное многообразие и богатство форм усадебной жизни. На необъятных российских просторах возникали и перестраивались тысячи усадеб: от царских или аристократических имений Шереметевых, Голицыных и Юсуповых до скромных дворянских имений. Просвещенные владельцы, выражая свои материальные и духовные потребности, воссоздавали в своей усадьбе по своему вкусу, по сути дела, второй родной дом. (слайд )Так, к примеру, дворец П.Б. Шереметева в Кускове как огромный открытый театр с прекрасными архитектурными строениями, иллюзорными парковыми перспективами, красочными фейерверками и пленительной музыкой представлял весь мир. Это был тип аристократической представительной усадьбы. (слайд)Значительно более скромная же усадьба Дворяниново А.Т. Болотова была передовым экономическим хозяйством, откуда распространялся по России агрономический опыт, а также идеи и практика создания замечательных пейзажных усадебных садов и парков. (Слайд) «Ревнитель русского просвещения» Н.И. Новиков свое имение с усадьбой Авдотьино превратил в центр общественной мысли, в образцовое хозяйство.

Своей связью с древней столицей выделялись подмосковные усадьбы. Традиционными центрами расселения дворянства были Псковская и Смоленская губернии. Оживленное строительство охватывало местности, прилегавшие к дороге между Москвой и Петербургом, окрестности Твери, Торжка, и Осташкова. Богатые усадьбы возникали в Поволжье, на черноземье: на части Рязанской, в Липецкой, Тамбовской и Орловской губерниях. Строительство распространялось также в южном направлении и вдоль дороги на Киев: на Тульские, Курские и Белгородские земли, на Калужскую губернию. В то же время обживались отдаленные поместья по окраинам давно освоенных территорий.

Природное русское стремление к красоте, изяществу, в сочетании с использованием западных ценностей приводит к становлению особого образа жизни, в основе которого лежат исконно русские обычаи: гостеприимство, радушие, общительность.

Структура дворянской усадьбы, наряду с господским домом, парком и различными службами почти обязательно включала здание церкви. Еще от конца XVII в. дошли великолепные усадебные храмы в (слайд) Уборах Шереметева, (слайд)Троицком-Лыкове Нарышкина, (Слайд) в Дубровицах воспитателя Петра I князя Голицына (Подмосковье). В XVIII – XIX вв. эта традиция продолжалась, подчас поражая столичным масштабом и богатым убранством архитектуры, возведенной где-нибудь в глухом, отдаленном уезде. Нередко вместе с основным храмом ставились церкви или часовни с семейной усыпальницей. Такие православные мавзолеи в "дворянских гнездах" поддерживали родовую связь поколений, а по выразительности своих форм они обычно выделялись среди других построек усадьбы. Упомянем хотя бы церковь-усыпальницу в имении Н.А.Львова (слайд) Никольское-Черенчицы (под Торжком) — один из подлинных шедевров русской архитектуры XVIII в.

Обратной стороной усадебной культуры было крепостничество. Для строительства усадеб существование крепостного права имело решающее значение, поскольку большая часть строительных, отделочных и ландшафтных работ выполнялась руками крепостных. Из крепостных состояла вся обслуживающая барский быт дворня (лакеи, кучера, конюхи, егеря, повара, прачки и т.д.). Среди дворовых выделялись те трогательно привязанные к своим питомцам "няни" и "дядьки", образы которых сохранила наша литература. Крупные помещики держали своих каменщиков, плотников, стенописцев, лепщиков, столяров, садовников, к подсобным работам нередко в виде повинности привлекались крестьяне. У многих помещиков были свои архитекторы, живописцы, актеры. Примером может служить усадьба Н.П. Шереметева "Останкино". Строительством его роскошного дворца и устройством парка занимались одаренные крепостные зодчие П.И. Аргунов, Г.Е. Дикушин, А.Ф. Миронов. А в его прославленном театре выступала большая труппа крепостных актеров, певцов и музыкантов во главе с П. Жемчуговой, Т. Гранатовой, С. Дехтяревой, П. Калмыковым. 

“идеальную реальность” воплощали для русских дворян XVIII-XIX веков их родовые усадьбы.

Потому главная задача любого, пусть и “плохенького”, усадебного строительства - создать идеальный мир, со своими ритуалами, нормами поведения, типом хозяйствования и особым времяпровождением.

И создавался усадебный мир очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе ничего не должно быть ничего не продуманного.

Все значимо, все является аллегорией, все “читается” посвященными в усадебное таинство. Желтый цвет усадебного дома являл богатство хозяина, воспринимаясь эквивалентом золотого. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей - это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках - наоборот, цвет жизни, деятельности.

И все это тонуло в зелени садов и парков - символе надежды. Болота, кладбища, овраги, холмы - все чуть-чуть подправлялось, корректировалось и называлось Незванками, Прибежищами, Отрадами, становясь значимым в усадебной символике. Естественно, что этот идеальный мир обязательно, хотя часто чисто символически, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами-оврагами и прудами.

Каждое архитектурное сооружение навязывает его обитателям свой ритм жизни. Городские ворота открываются и закрываются в определенное время, начиная и завершая городской день.

В императорском дворце время течет не так, как в деловом офисе. Так и дворянская усадьба формировала свой ритм жизни.

Около двух столетий жизнь дворянина начиналась в усадьбе, протекала в ней и часто заканчивалась здесь же.

Жизненный круг дополнялся дневным. Сутки в усадьбе явно делились не только временно, но и пространственно. "Предрассветные сумерки вестибюля" продолжали "раннее утро мужского кабинета", "полдень гостиной", "театральный вечер" и так далее, вплоть до "глубокого вечера спальни".

Как и театральное бытие, жизнь в усадьбе четко делилась на парадную и повседневную. Интеллектуальным и хозяйственным центром “вседневной” жизни усадьбы был мужской кабинет.

Однако обставляли его почти всегда очень скромно. "Кабинет, поставленный рядом с буфетом (буфетной комнатой), уступал ему по величине и, несмотря на свою укромность, казался еще слишком просторным для ученых занятий хозяина и хранилища его книг", - писал Ф. Ф. Вигель. На протяжении всего XVIII столетия, когда интеллектуальная и нравственная работа стали долгом всякого дворянина, кабинет хозяина принадлежал, чуть ли не к самым непарадным комнатам усадьбы. Здесь все было предназначено для уединенной работы.

Таким образом, мы имеем полное право утверждать, что архитектурный облик русской усадьбы, наиболее точно отображал происходившие изменения в жизни русского общества. Особую роль несомненно сыграли именно провинциальные усадьбы. «Именно здесь, - пишет Л. Рассказова, - сохранялись этнокультурные традиции, обычаи и ритуалы, образцы поведения…перенесенные из центра».  
Феномен русской усадьбы безусловно складывался в условиях европеизации отечественной культуры, базируясь на национальных особенностях.

 

 

 

 


Информация о работе Усадьба как феномен русской культуры