Особенности градостроительства в эпоху Критской державы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:57, реферат

Краткое описание

Благодаря этой легенде цивилизация Крита получила название «минойской» по имени царя Миноса. Однако на самом деле в жертву, по-видимому, приносились быки, а не люди, и единственной реальной опасности подвергались акробаты, обученные прыгать через быка, схватив его за рога. Около 1750 г. до н. э. дворцы острова рухнули под ударом губительной катастрофы, скорее всего, землетрясения. Минойская культура выстояла, и все было отстроено заново с еще большим великолепием. Но где-то после 1650 г. до н. э. пик могущества минойской цивилизации остался позади.

Содержание

Введение. Начало и угасание критской державы.
Градостроительство минойской культуры
Особенности дворцового строительства
Кносский дворец
Список источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат История архитектуры.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

Московский государственный строительный университет

 

 

 

 

 

 

Реферат

По предмету: История архитектуры и строительства

По теме: Особенности градостроительства в эпоху Критской державы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

 

 

План

  1. Введение. Начало и угасание критской державы.
  2. Градостроительство минойской культуры
  3. Особенности дворцового строительства
  4. Кносский дворец
  5. Список источников

 

 

 

 

 

Начало и угасание критской державы

 

Крит расположен на южной окраине усеянного островами Эгейского моря, которое раскинулось между берегами двух современных государств - Греции и Турции. Развитию самобытной культуры Крита очевидно способствовали связи с Малой Азией (Турция) и в меньшей степени - с Египтом. Примерно к 1560 г. до н. э. на острове уже красовались великолепные дворцы и крупные цветущие города, благосостояние которых, скорее всего, зиждилось на повсеместном выращивании оливок и винограда, а также на энергичной торговле со всеми землями восточного Средиземноморья.

Величие Крита сохранялось в памяти греков много веков спустя, но история этой цивилизации окутана легендами. Самая известная из них повествует о том, как греческие Афины каждый год отправляли юношей и девушек в дань царю Крита Миносу, который приносил их в жертву страшному получеловеку, полубыку Минотавру, обитавшему в недрах лабиринта. В конце концов, афинский герой Тесей убил чудовище и сумел выбраться из лабиринта.

Благодаря этой легенде цивилизация Крита получила название «минойской» по имени царя Миноса. Однако на самом деле в жертву, по-видимому, приносились быки, а не люди, и единственной реальной опасности подвергались акробаты, обученные прыгать через быка, схватив его за рога. Около 1750 г. до н. э. дворцы острова рухнули под ударом губительной катастрофы, скорее всего, землетрясения. Минойская культура выстояла, и все было отстроено заново с еще  большим великолепием. Но где-то после 1650 г. до н. э. пик могущества минойской цивилизации остался позади. Во всяком случае, она уже не смогла оправиться после новой катастрофы, грянувшей около 1450 г. до н. э. По всей видимости, это было гигантское извержение вулкана, вырвавшее огромную дыру в острове Фера всего в 110 км от Крита, и сам он был опустошен гигантской приливной волной. Отголоски этого землетрясения прокатились по всему восточному Средиземноморью, и, возможно, именно разрушение острова Фера породило легенду об исчезнувшем континенте Атлантиде, которую поглотила морская пучина. Дворцы так и не были восстановлены, а спустя несколько поколений минойская цивилизация угасла.

 

Градостроительство минойской культуры

 

Заселение Балканского полуострова началось в весьма отдаленные времена. Вероятно, в первую очередь был освоен Эгейский архипелаг, служивший естественным «мостом» между Европой и Азией. Остров Крит, крупнейший из эгейских островов, благодаря своему географическому положению в центре восточной части Средиземного моря получил господствующую роль, и па его территории уже в конце III тыс. до н. э. сформировалась так называемая минойская культура. Центрами минойской культуры были Кносс, Фест, Гурниа и ряд других еще мало изученных городов. В XV столетии до п. о. градостроительная деятельность критян прекратилась, и на смену старым культурным центрам Эгейского мира выдвинулись новые, возникшие на континенте - в северо-восточном районе Пелопоннеса. Здесь среди городов, примыкавших к Лрголидскому заливу, особенно выделялись Тирипф, Микены, Навплия и Аргос, являвшиеся центрами так называемой микенской культуры. Расцвет микенской культуры, оставившей города, укрепленные стенами циклопической кладки, относится к XV—XII вв. до тт. э., после чего (вероятно, под влиянием передвижения племен, приходивших па Балканский полуостров) микенские города стали постепенно угасать.

Раскопками, производившимися в XIX и XX вв., обнаружены генеральные планы многих древнегреческих городов. Однако наиболее полное освещение получила планировка более поздних периодов, а именно классического и эллинистического, тогда как архаика и тем более критский и микенский периоды остаются еще мало изученными.

Критские и микенские города известны только по частичным раскопкам таких небольших поселений, как Кносс, Палекастро, Гурния, Аргос. Тиринф и Микены, а также по отдельным дворцам и акрополям, и, следовательно, в распоряжении современной науки еще нет достаточных данных для того, чтобы проследить развитие приемов планировки на всем протяжении греческой истории. Именно поэтому мы ограничимся краткой обобщающей характеристикой планировочных приемов, не претендуя на полноту освещения древнейших периодов. Отличительной чертой критских городов периода расцвета минойской культуры было то обстоятельство, что они не имели оборонительных стен, и это вполне понятно, так как островное положение страны и наличие сильного военного флота гарантировали безопасность городского населения. Не имея внешнего пояса укреплений, критские города могли беспрепятственно расти во всех направлениях, не испытывая удушающей тесноты. И тем не менее раскопки древних городов показывают, насколько плотной была их застройка. Жилища беднейших ремесленников срастались друг с другом, представляя собой своеобразные блочные дома, и лишь дворцы их виллы привилегированного населения свободно размещались на отдельных участках. Улицы критских городов, рассчитанные на вьючный транспорт, хотя и мостились и даже снабжались водостоками, но никогда не превосходили по ширине 2 и от силы 3 м, а главные дворы во дворцах, возможно служившие для народных собраний, едва достигали 50 м в длину. Столь очевидная теснота в городской планировке и застройке объясняется слабостью экономического развития критских городов, с одной стороны, и ограниченными строительными возможностями, с другой.

Почти без колебаний можно заключить, что критские города, за исключением дворцовых комплексов, хорошо изученных в Кноссе и Фесте, не обладали регулярными планами. Трудно представить себе эти города живописными. Стены, сложенные из громадных, почти необработанных постелистых камней, деревянные конические столбы вместо колонн, давящие низкие потолки и, наконец, сплошная застройка без разрывов - вот, что встречало и окружало зрителя на каждом шагу. И если во дворцах бесспорными художественными качествами обладала степная живопись, то в городе господствовал необработанный камень.

 

Особенности дворцового строительства

 

Наиболее примечательные образцы минойской архитектуры мы находим среди остатков дворцовых городов, таких, как Кносс и Маллия на севере, Фест и Агиа-Триада на юге Крита. Городской планировкой минойцы, по сути, не занимались. Глава общины выбирал для своего дворца лучшее место, а его родичи и свита отстраивали дома вокруг дворца. По этой причине города имели радиальную планировку, с улицами, берущими начало от дворца в центре и связанными между собой более или менее концентрическими переулками.

Дворцовые города обычно располагались в глубине суши, а с портовыми городами соединялись мощеными дорогами. Примечательным исключением из этого правила является Маллия: прибрежная равнина здесь такая узкая, что Маллия была также и портом.

Самые большие минойские дворцы представляют собой колоссальные лабиринтообразные системы помещений; возможно, они-то и послужили образцом для лабиринта Минотавра. Такой «накопительный» принцип строительства сделался характерным, вероятно, еще с позднего неолита, когда на Крите появились первые деревни. Минойские здания имели несколько этажей в высоту (такими они и сохранились на Фере) и плоские крыши. Дворцы могли быть возведены из тесаного камня, но нижние этажи обычных домов, как правило, строили из необработанного камня. Для верхних этажей использовался кирпич-сырец, иногда даже при возведении дворца. В некоторых случаях, чтобы обеспечить хотя бы частичную защиту от землетрясений, стены дворцов укрепляли переплетающимися деревянными связями.

Среди минойских дворцов самый знаменитый – Кносский (Дворец царя Миноса). Первоначальный облик дворца угадывается по тому виду, который дворец приобрел ок. 1700 до н.э., когда его разрушило землетрясение или ряд землетрясений, а затем он был восстановлен. Дворец, возведенный вокруг большого прямоугольного открытого двора, был почти квадратным в плане, каждая сторона имела в длину ок. 150 м. Залы и парадные покои располагались по крайней мере двумя этажами выше двора. Красивая и величественная, образованная многими маршами лестница, построенная после первого разрушения дворца, вела от этих покоев вниз в открытый дворик, по бокам которого были возведены два ряда довольно коротких колонн, плавно сужавшихся от широкой вершины к узкому основанию. Световой колодец в этом дворике является типично минойским решением проблемы освещения большого числа внутренних помещений. Проложенная от дворца мощеная дорога была по виадуку из громадных каменных глыб переброшена через глубокий овраг и соединялась с большой пересекавшей остров дорогой, которая вела из Кносса в Фест.

 

В Тронном зале возвышается уникальный в своем роде трон из гипса, по бокам от которого – фрески, изображающие грифонов. Деревянный трон стоял когда-то и в находившемся в жилой части дворца Зале двойных топоров (названном так потому, что на камнях его светового колодца обнаружена метка каменщика – топор с двумя лезвиями). Фактически это был глубокий портик, выходивший фасадом на восток. Узкий проход ведет из него в небольшую изящно отделанную комнату, называемую Мегарон царицы, с двумя световыми колодцами – с западной и восточной стороны. Рядом с ней имелся небольшой бассейн для омовений, а по длинному коридору можно было попасть в туалетную комнату: сюда были подведены водопровод и канализация.

Центром крупных городов был царский дворец. В начале ХХ века английский археолог А. Эванс раскопал царские дворцы в Кноссе и Фесте. Ещё одной особенностью критской архитектуры, которая сближала их с персидской цивилизацией, было отсутствие в градостроительном силуэте города храмовых зданий. Критяне не возводили храмов. Их культ был связан с почитанием бога моря Посейдона, которому они приносили жертвы на построенных на побережье алтарях,  и с почитанием сил природы. Поэтому свои религиозные обряды они проводили в священных рощах, при  помощи стационарных жертвенников, которые не требовали возведения храмовых зданий.

В отличие от рядовой городской застройки дворцы сохраняли традиционную композицию размещения парадных залов вокруг центрального открытого двора.

 

Кносский дворец

 

Наиболее величественным сооружением Критской цивилизации являлся царский дворец в городе Кноссе. Возведённый в XVII-XV веках до н.э. дворец в плане имел 100х100 метров. Внутри дворцового комплекса находился один большой внутренний двор, обстроенный по периметру двух- трёх этажными дворцовыми корпусами. Кроме этого дворец был углублён под землю и имел подземные помещения. Дворец строго ориентирован по сторонам света. Египетские и Вавилонские дворцовые комплексы обычно ориентированы углами по сторонам света. В северо-западной части дворцового комплекса была устроена открытая театральная сцена по обе стороны, которой  находились каменные сидения для зрителей. Театральная площадка могла вместить от 200 до 250 зрителей. Надо отметить интересный факт, дворцовый театр был открыт для широкого доступа зрителей и это тоже важный момент, который характеризует не просто открытость критской архитектуры, но открытость и доступность царского дворца в Кноссе. Конечно, в Фивах или Вавилоне доступность простых людей в царские дворцовые комплексы представить было просто невозможно. Планировка критского дворца достаточно хаотична. Все жилые, гостевые и парадные помещения комплекса размещены «лабиринтно». Кносский дворец не имел никаких следов парадной анфиладной планировки залов. Внутри дворца много лестниц, пандусов и переходов, поэтому движение по дворцу было организовано по схеме вверх-вниз. Интересно, что в кносском дворце имелась своя собственная система естественного освещения. Расположенные в глубине дворца помещения освящались при помощи небольших световых шахт, которые тянулись на всю высоту здания. Конструктивно дворец сочетал в себе несущие каменные стены с кладкой на растворе и каркас. Подобная система называется комбинированной.  Конструкции каркаса дворца также интересны. Первоначально это деревянные конструкции, позднее они заменялись каменными колоннами и деревянными балочными перекрытиями. Интересно, что критские колонны тоже имели свои конструктивные особенности. Так критская колонна сужается книзу и увенчана капителью с очень широкой плитой или полувалом (эхина) и широкой плитой (абака). Доктор архитектуры Н.И. Брунов писал по этому поводу: «Критская колонна отличается неустойчивостью и аструктивностью, она подчинена удивительной интуиции её авторов, которые учитывали сейсмичность данной территории».

Если толчок горизонтален то тонкая опора колонны позволяла ей совершить свободный поворот вместо перелома при жёстком закреплении, а широкая абака  капители обеспечивала горизонтальную подвижку перекрытия без его обрушения. Ещё одной важной сейсмоустойчивой конструкцией дворца была конструкция, при которой низ стен выкладывался из крупных каменных блоков, затем устанавливался деревянный каркас, который заполнялся бутовым камнем или сырцовой кладкой на связующей из глины. При горизонтальном толчке сырцовая кладка, бутовый камень могли играть роль антисейсмической конструкции.

Критские дворцы обычно возводились в два -  три этажа на участках с уклоном, поэтому возводились они уступами. Плоские крыши служили террасами.

 

 

Землетрясения, разрушившие Кносский дворец, не причинили значительного ущерба дворцу в Маллии, и потому его перестройка была куда менее существенной. Фестский дворец, который был возведен в период с 1900 по 1830 до н.э., был так поврежден землетрясениями ок. 1700 до н.э., что к его восстановлению даже не приступали, он был просто заброшен, а неподалеку, в Агиа-Триаде, построили новый дворец.

 

 

 

 

 

Список источников

 

1. Бокиш Г. Дворцы Крита. Вестник древней истории, № 4, 1974 г

2. Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). М.: Изд-во АН СССР, 1961.

3. Ильинская Л. С. Легенды и археология. М.: Наука, 1988.

4. Энциклопедия Кругосвет: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/MINOSKAYA_TSIVILIZATSIYA.html

5. Всемирная история: http://manger.ru/vsem/krit.htm


Информация о работе Особенности градостроительства в эпоху Критской державы