Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации экологических прав и обязанностей граждан Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 22:25, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования – законодательство Республики Беларусь, практика его применения, теоретические положения и взгляды ученых на проблемы правового обеспечения экологических прав и обязанностей граждан.
Цель работы: разработка научно-обоснованных теоретических положений, направленных на совершенствование правового обеспечения экологических прав и обязанностей граждан, а также формулирование практических предложений по развитию законодательства в указанной области общественных отношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...
1 Теоретико-правовые положения об экологических правах граждан.........…
2 Право граждан на благоприятную окружающую среду…………………….
2.1 Понятие права граждан на благоприятную окружающую среду………...
2.2 Правовые механизмы обеспечения гарантий граждан на благоприятную окружающую среду……………………………………………………………...
2.3 Особенности реализации гражданами права на благоприятную окружающую среду ……………………………………………………………..
3 Право граждан на экологическую информацию……………………………..
3.1 Понятие и содержание права на экологическую информацию…………..
3.2 Порядок предоставления экологической информации…………………...
3.3 Правовые формы участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений……………………………………………….
3.4 Доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды…..
3.5 Направления совершенствования законодательства в сфере права на экологическую информацию……………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом экологич. права.doc

— 478.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в  целом на территории Республики Беларусь применяемое экологическое законодательство соответствует положениям Орхусской конвенции. Основополагающие положения Орхусской конвенции, в отношении предоставления экологической информации нашли свое отражение в законодательстве Республики Беларусь. Однако механизм предоставления экологической информации нуждается в совершенствовании.

 Одним из  принципов провозглашаемых Орхусской  конвенцией является принцип  свободного доступа к экологической  информации. Однако закрепление  права общественности на получение  экологической информации объективно  не может означать абсолютной открытости и доступности экологической информации. Орхусская конвенция дает достаточно подробный перечень оснований в той или иной степени ограничивающих доступ к экологической информации.

В соответствии со статьей 4 пунктом 3 Орхусской конвенции существует следующие основания для отказа в предоставлении экологической информации:

1) Государственный орган,  в который направлена просьба,  не располагает запрашиваемой  экологической информацией.

В том случае, если государственный  орган не обладает запрашиваемой  экологической информацией, он имеет право отказать в просьбе к доступу к информации, если у него такой информации нет. Однако конвенцией предусмотрена обязанность государственного органа в обеспечении доступа к экологической информации. В данном случае у государственного органа есть два варианта поведения: известить подателя просьбы о том, где он может найти информацию или может передать эту просьбу соответствующему органу и проинформировать подателя просьбы о такой передаче. В целом, наиболее оперативным и эффективным методом, который поощряется в преамбуле Конвенции и в статье 3, содержащей общие положения, является возложение на государственные органы обязанности по прямой передаче просьбы, если это возможно [22, с. 98]. В обоих случаях государственный орган должен предпринять эти меры в максимально короткие сроки. Стороны могут решить установить более короткие сроки передачи просьбы, чем сроки уведомления об отказе. Следует отметить, что в соответствии со статье 9 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней должны передаваться должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с уведомлением об этом граждан [17, ст. 9].

2) Просьба является  явно необоснованной или сформулирована  в слишком общем виде.

Государственные органы могут отказать в просьбе на получение  информации, которая является «явно необоснованной». Согласно Конвенции, государственные органы могут также отказать в просьбе на предоставление информации на основании того, что она «сформулирована в слишком общем виде». Но пункт 2 статьи 3 конвенции обязывает государственные органы, в адрес которых поступил запрос, обеспечить «ориентацию общественности в получении экологической информации». То есть государственные органы путем конкретных разъяснений, комментариев должны помочь общественности, заинтересованной в получении экологической информации избежать ситуации, когда просьба будет расцениваться как «явно необоснованная или сформулированная в слишком общем виде».

3) Просьба касается  материалов, находящихся на заключительном  этапе их подготовки, или внутренней  переписки государственных органов, когда такое исключение предусматривается национальным законодательством или сложившейся практикой.

Термин «на заключительном этапе подготовки», очевидно, предполагает, что в течение какого-то периода  времени с этим документом будет проводиться дополнительная работа. Однако анализ статей 6-8 конвенции позволяет сделать вывод, что такие документы, как проекты разрешений, ОВОС, политики, программ, планов и правил, имеющих обязательную силу, которые должны быть открыты для высказывания по ним замечаний общественности, объективно не могут рассматриваться в качестве «материалов, находящихся на заключительном этапе подготовки». Внутренние документы (внутренняя переписка) – документы, выпускаемые государственными органами исключительно для своего внутреннего  пользования. Таким образом, государственный орган может отказать в раскрытии материалов, находящихся «на заключительном этапе подготовки», или материалов, касающихся «внутренней переписки», однако только в том случае, если такие материалы подлежат исключению на основании национального закона или сложившейся практики.

Наличие данных ограничений  оправдано, так как они по своей  сути объективны и не зависят от воли самих органов, предоставляющих  экологическую информацию. Поэтому  можно говорить о справедливых случаях отказа в предоставлении экологической информации.

Однако в настоящее  время законодательство Республики Беларусь не содержит ограничений подобного  рода.

В просьбе о предоставлении экологической информации может  быть отказано, если разглашение такой информации отрицательно повлияет на:

а) конфиденциальность работы государственных органов в тех  случаях, когда такая конфиденциальность предусматривается национальным законодательством.

В Конвенции не определяется данное понятие, однако одно из толкований может заключаться в том, что это может относиться к внутреннему делопроизводству государственного органа, а не к работе по существу вопроса, которой занимается государственный орган в рамках своей компетенции. Определение конфиденциальности должно быть предусмотрено в национальном законодательстве. Это означает, что государственный орган не может в одностороннем порядке объявить данную работу конфиденциальной и поставить на документах гриф «для служебного пользования», с тем, чтобы перекрыть к ним доступ общественности. Таким образом, в национальном законодательстве должна быть предусмотрена правовая основа конфиденциальности [22, с. 91].

б) Международные отношения, национальную оборону или государственную  безопасность.

Международные отношения могут, например, осуществляться в форме международного сотрудничества или переговоров между странами, которым может быть причинен ущерб распространением запрашиваемой информации. Национальная оборона может представлять собой заинтересованность государства защитить свою деятельность от любого доступа общественности с целью предотвращения нанесения вреда интересам обороны страны и обеспечения безопасности. Информация о государственной безопасности при ее раскрытии может нанести ущерб стране [24, с. 20].

В обществе продолжается жесткая дискуссия о правах на экологическую информацию. Решение  проблемы обращения с данными, имеющими экологическое значение и являющимися  в то же самое время секретными, возможно на основе разумного компромисса.

4) отправление правосудия, возможность для лиц подвергаться справедливому судебному разбирательству или способность государственных органов проводить расследование уголовного или дисциплинарного характера.

В пункте 4 статьи 4 Конвенции  указано, что в просьбе о предоставлении экологической информации может быть отказано, если разглашение ее отрицательно повлияет на отправление правосудия, возможность для лиц подвергаться справедливому судебному разбирательству или способность государственных органов проводить расследование уголовного или дисциплинарного характера. Понятие "отправление правосудия" относится к проведению разбирательства в рамках судебной системы и предполагает осуществление судебного разбирательства. В Республике Беларусь, в частности, данные ограничения были регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. [25] Статья 48 указанного Кодекса закрепила обязанность защитника не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с оказанием им юридической помощи, а также данные предварительного расследования и закрытого судебного заседания [25, ст. 48]. За разглашение данных предварительного расследования и закрытого судебного заседания без разрешения органа, ведущего уголовный процесс, защитник несет ответственность в соответствии со статьей 407 Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г., если он был предупрежден об этом органом уголовного преследования или судом [26, ст. 407; 27, с. 27]. В соответствии со статьей 198 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь данные предварительного следствия или дознания не подлежат разглашению. [25, ст. 198]. В соответствии со статьей 23 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь допускается разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими [25, ст. 23]. Законодательство Республики Беларусь в этой части не противоречит положениям Орхусской конвенции.

5) Конфиденциальность  коммерческой и промышленной  информации в тех случаях, когда  такая конфиденциальность охраняется  законом в целях защиты законных  экономических интересов. В этих  рамках информация о выбросах, относящаяся к охране окружающей среды, подлежит раскрытию.

Государственный орган  имеет возможность в соответствии с Конвенцией ограничить доступ общественности к экологической информации на основе принципа коммерческой тайны, если такая информация соответствует следующим условиям: конфиденциальный характер такой информации должен защищаться национальным законодательством. Это означает, что рассматриваемая информация должна непосредственно входить в установленный законодательством перечень информации, относящейся к коммерческой тайне;  конфиденциальность должна быть направлена на защиту "законных экономических интересов". Это означает, что защите подлежат только те интересы, которые защищены законом [27, с. 27].

Коммерческую тайну субъекта хозяйствования не могут составлять: учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест [28, п. 4].

В соответствии с положениями  Орхусской конвенции информация о выбросах, относящихся к охране окружающей среды, подлежит раскрытию, то есть такая информация не может относиться к категории секретной информации. На практике не всегда ясно, при каких обстоятельствах информация о выбросах может считаться не относящейся к защите окружающей среды. Любая информация о выбросах, которые могут повлиять на состояние окружающем среды, с точки зрения принципов Орхусской конвенции, должна рассматриваться как относящаяся к защите окружающей среды.

6) Права интеллектуальной  собственности.

Государственные органы могут отказать в предоставлении информации, если ее раскрытие может  нанести ущерб праву интеллектуальной собственности. В частности, в Республике Беларусь защита авторских прав осуществляется на основе Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» и иных нормативных правовых актов [29; 30]. Право интеллектуальной собственности включает: промышленную собственность и авторские права.

7) Конфиденциальность  личных данных и (или) архивов,  касающихся физического лица, когда  соответствующее лицо не дало  согласие на предоставление такой  информации общественности в соответствии с положениями национального законодательства.

В определенных жизненных  ситуациях складывается необходимость  воспользоваться личными данными, составляющими конфиденциальность.

В Республике Беларусь соответствующие  отношения более детально регулируются Инструкцией о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан, утвержденной приказом председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 3 июля 1996 г. № 2134 [31].

В статье 28 Закона Республики Беларусь от 6 октября 1994 г. «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» установлено, что граждане, являющиеся собственниками (создателями) архивных документов, имеют право обусловить неразглашение их содержания или ограничить доступ к ним на срок до 75 лет [19, ст. 28]. В статье 12 Закона Республики Беларусь "Об информатизации" указано, что юридические и физические лица, владеющие документированной информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность за нарушение порядка использования этой информации. Законодательством не допускается сбор, хранение, использование информации о личной жизни граждан без их согласия [32, ст. 12; 27, с. 29 – 30].

8) Интересы третьей  стороны, представившей запрашиваемую информацию, если эта сторона не связана правовым обязательством поступать подобным образом или если на эту сторону не может быть возложено такого обязательства, и в тех случаях, когда эта сторона не дает согласия на разглашение соответствующего материала;

Согласно Конвенции, государственные  органы могут не разглашать информацию, которая отрицательно повлияет на интересы «третьей стороны», которая добровольно  передает данную информацию правительству. Под «третьей стороной» понимается лицо, не являющееся стороной конкретного соглашения или сделки, но которое может иметь в ней свои права или интересы. Это исключение имеет целью содействовать добровольному потоку информации от частных лиц к органам управления. Информация, представленная государственным органам, которую они конкретно не запрашивали, не обязательно является «добровольной». Например, она не будет добровольной в том случае, если лицо, предоставляющее информацию, обязано делать это по закону. Здесь необходимо не только иметь в виду то, что запрашиваемая информация должна относиться к категории добровольной, но и что лицо, которое се предоставило, должно отказать в своем согласии на ее разглашение. В некоторых странах требуется, чтобы этот отказ стороны, предоставившей информацию, в ее разглашении был оформлен в письменном виде в момент предоставления информации. В этих странах государственному органу обычно нет нужды обращаться к третьей стороне в момент запроса, с тем чтобы получить се согласие на разглашение. Если какая-либо конкретная сторона использует на практике добровольные соглашения, то было бы неплохо уточнить использование любой информации, которую сообщает государственным органам данное частное лицо, и включить это уточнение в терминологию самого соглашения [33, с. 56].

Информация о работе Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации экологических прав и обязанностей граждан Республики Беларусь