Административные правонарушения в таможенной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:06, реферат

Краткое описание

В Российской Федерации, как и во всяком другом современном государстве, действует большое число различных юридически обязательных правил. Одни из них адресованы всем гражданам, другие — работникам тех или иных отраслей хозяйства и социально-культурной деятельности, третьи — должностным лицам, занимающим определенные должности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие и общая характеристика нарушений таможенных правил………………………………………………………………………...…7
Глава 2. Административная ответственность за нарушения таможенных правил………………………………………………………………………….21
Глава 3. Подведомственность и подсудность рассмотрения дел о нарушении таможенных правил………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников…………………………………………37

Прикрепленные файлы: 1 файл

«Административные правонарушения в таможенной сфере».doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

Вина лица, привлекаемого к ответственности, является безусловным основанием для  ее наступления, подлежит доказыванию в ходе производства по делу о НТП (ст. 1.5, 2.2 КоАП РФ).

В КоАП РФ закреплен принцип презумпции невиновности: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых  установлена его вина (ст. 1.5).

Лицо, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и установлена вступившим в  законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело. Кроме того, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в его виновности толкуются в пользу этого лица.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъектов РФ определена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает  двухсубъектность ответственности. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. На необходимость соблюдения данной нормы в судебной практике указал Верховный Суд Российской Федерации.

В числе обстоятельств, исключающих  производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), законодатель не выделяет действие непреодолимой силы. Однако исходя из смысла части 2 ст. 2.1 КоАП РФ, презумпции невиновности и сложившейся практики, можно утверждать, что действие непреодолимой силы исключает возможность привлечения к административной ответственности.

Наиболее часто встречающимися проявлениями действия непреодолимой силы являются случаи вооруженного нападения на водителей транспортных средств с целью похищения грузов, направляющихся на соответствующие таможенные посты для последующего таможенного оформления. В данном случае здесь решающее значение приобретает наличие доказательств вины должностных лиц предприятия, учреждения и организации, обязанных позаботиться о сохранности груза, а также иных физических лиц (в данном случае водителей), выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

В таких ситуациях юридические  лица, привлекаемые к административной ответственности, не лишены возможности  доказать, что НТП вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.

Таким образом, субъективная сторона (вина) в качестве элемента состава  НТП подлежит установлению и доказыванию  в процессе разбирательства дела.

Традиционное деление  составов административных правонарушений на материальные и формальные применимо и к НТП. Формальным признается такой состав противоправного деяния, который не предусматривает наступления в результате его совершения вредных последствий. В данном случае отношение виновного к последствиям значения не имеет, неважно, предвидит ли он или не предвидит, желает или не желает их наступления. Достаточно самого факта совершения такого деяния (например, причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам, ответственность за которое предусмотрена в статье 16.8 КоАП РФ).

Помимо противоправного  действия или бездействия, материальный состав НТП включает в себя обязательное наступление вредных последствий  в результате их совершения. Нарушитель не только осознает общественную опасность и противоправность содеянного, но и возможность наступления вредных последствий (например, заявление при декларировании недостоверных сведений, если они послужат основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей, квалифицируемое по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ).

В отдельных случаях  довольно сложно отнести состав НТП  к тому или иному виду. Так, на первый взгляд, совершение действий, непосредственно  направленных на фактическое пересечение  таможенной границы Российской Федерации помимо пунктов пропуска через таможенную границу, - состав материальный. Однако на практике лица подлежат административной ответственности по ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ, независимо от наступления вредных последствий: достаточно очевидного намерения переместить товар. Так, например, задержание физического лица с грузом в приграничной полосе на дороге, проходящей помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, но ведущей к ней, квалифицируется по ч. 1 ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации». Это связано с особенностью понятия «перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу» (ст. 11 ТК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

 

 

Общие принципы привлечения  к административной ответственности  за правонарушения в области таможенного дела.

Административная ответственность  за правонарушения в области таможенного  дела наступает в случае, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность по законодательству Российской Федерации.

Лицо, совершившее административное правонарушение в области таможенного дела, несет ответственность на основании законодательства, действующего во время совершения правонарушения.

Иностранные лица (как физические, так и юридические) несут ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела на общих основаниях с российскими лицами. Это правило распространяется и на лиц без гражданства.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внешней разведки, органов Федеральной службы безопасности, сотрудники иных военизированных организаций, а также иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность за нарушения таможенных правил на общих основаниях.

Исключение лишь в  том, что к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и совершившим при этом нарушение таможенных правил, не может быть применено административное наказание в виде штрафа.

На общих основаниях несут ответственность  также воинские части и другие имеющие статус юридического лица воинские формирования, органы внешней разведки и иные такого рода субъекты.

Привлечение юридических  лиц к административной ответственности  в области таможенного законодательства не освобождает от ответственности их должностных лиц  и иных работников за нарушение ими таможенных правил. Кроме того, привлечение должностных лиц и иных работников юридического лица к уголовной ответственности за контрабанду и за совершение иных преступлений в сфере таможенного дела не освобождает само это юридическое лицо от ответственности за нарушение таможенных правил. Этот принцип носит название принципа двусубъектности ответственности.

Административная ответственность за нарушение правил в таможенной сфере может устанавливаться только на федеральном уровне, поэтому наказание должно назначаться в пределах, обозначенных в КоАП РФ.

К основным принципам  применения наказаний за нарушение  административного законодательства относятся: принцип равенства перед  законом, презумпция невиновности, законность, индивидуализация наказания.

Принцип      равенства       перед     законом    означает,     что      лица,

совершившие        административные      правонарушения,     равны     перед

законом. Физическим лицам административные наказания назначаются независимо от пола, расы, национальной и религиозной принадлежности, убеждений и других обстоятельств (ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 1.4 КоАП должностные лица привлекаются к административной ответственности независимо от их подчиненности или объема властных полномочий, если иное прямо не предусмотрено Конституцией, федеральными законами (например, прокуроры, судьи, депутаты и т.д.).

Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от их местонахождения, организационно-правовых форм и т.п. (ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ).

Привлечение к ответственности  за административное правонарушение в  области таможенного дела юридического лица в случае его реорганизации  осуществляется по следующей схеме: при слиянии нескольких юридических лиц к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо; при присоединении юридического лица к ответственности привлекается присоединившее  юридическое лицо; при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к ответственности привлекается то из них, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено правонарушение; при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Причем административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте правонарушения до завершения реорганизации или нет.

Презумпция    невиновности   означает,     что    лицо    подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Кроме    того,    лицо,        привлекаемое      к         административной

ответственности,        не      обязано      доказывать    свою       невиновность,

неустранимые    сомнения      в      виновности     лица,   привлекаемого  к

административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст.  1.5 КоАП РФ).

Принцип законности применяется как в процессе применения  мер, обеспечивающих производство по делу, так и на всех его стадиях.

В ходе применения мер административного принуждения в связи с административным    правонарушением    законность   означает,  что лицо,

привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу о НТП иначе  как на основаниях и в порядке, установленных законом и в пределах компетенции соответствующих должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит также правило: административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ч. 2  ст. 3.1 КоАП РФ).

Законодательство закрепляет систему административных  наказаний, которые назначаются за совершение НТП, указывает конкретную меру таких наказаний, устанавливает порядок применения административных санкций за совершение НТП путем закрепления объема полномочий должностных лиц таможенных органов и судей по их применению.

Законность в административном производстве по делу о НТП, а также в процессе применения мер административного принуждения обеспечивается посредством ведомственного контроля, прокурорского надзора, а также обжалования действий таможенных органов и их должностных лиц в административном и судебном порядке.

Важным принципом при  назначении меры административной ответственности признается индивидуализация наказания.

Наказание назначается с учетом оценки всех обстоятельств дела, личности правонарушителя, степени вины, имущественного положения и других обстоятельств. Компетентные должностные лица, судья, рассматривающие дело о НТП, выбирают санкцию, предусмотренную статьей Особенной части КоАП РФ, при этом они не вправе как превысить, так и снизить установленные в ней верхний или нижний пределы наказания.

Судья, рассматривающий дело о НТП, не связан  мнением таможенного органа (должностного лица), передавшего дело на рассмотрение, и вправе, с учетом всех обстоятельств по делу назначить любую меру наказания, предусмотренную санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, в том числе и такую, применение которой не относится к исключительной компетенции  судей.

Информация о работе Административные правонарушения в таможенной сфере